Сальвадор Дали: сюрреалистическая вселенная гения
сюрреализм (фр. surralisme сверхреализм) направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Минувшее столетие подарило миру несколько загадочных гениев. И в этом списке почетное место занимает Сальвадор Дали. Он ровесник века и человек, чей многогранный талант во многом повлиял на развитие мировой культуры и искусства. Гению было тесно в родной стране и своем времени: заглядывая в суть вещей, охватывая своим необычным разумом, кажется, всю Вселенную, он обнажал свое мировоззрение, создавая сюрреалистические картины, наполненные яркими и противоречивыми образами.сюрреалистические картины
11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Детство Дали прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании, красивейшем уголке земного шара. Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера..
Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка старанием пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Одев на себя маскарадный костюм короля он получал огромное удовольствие от своего вида.
Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины. В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса.Можно сказать,что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.
Когда Дали было почти 15 лет его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Далее он поступил в Мадридскую Художественную академию В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1973 году в Фигуэрасе был открыт Музей Дали. Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой ретроспективу жизни великого художника Ближе к 80-м годам у Дали начались проблемы со здоровьем.
1982 года 10 июня умерла Гала. Хоть их отношения нельзя было назвать близкими, Дали воспринял ее смерть как страшный удар. К концу 1983 года его настроение, как казалось, несколько поднялось. Он стал иногда гулять по саду, начал писать картины. Но это продолжалось, увы, не долго. Старость брала верх над гениальным разумом.30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18 % кожи. К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете Паис.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом сердечная недостаточность. Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Его тело забальзамировали, как он просил, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. Тысячи людей приезжали, что бы простится с великим гением. Сальвадора Дали похоронили в центре его музея под не чем не обозначенной плитой. Жизнь этого человека была по настоящему яркой и гениальной. Сальвадора Дали можно смело назвать неповторимым величайшим гением сюрреализма 20-го века!
«Постоянство памяти» 1931 г. это одна из известнейших картин великого художника, которая имеет несколько вариантов названия. Так, помимо привычного названия, встречаются «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти» и некоторые другие названия. Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре. Вот такой он, Сальвадор Дали… Картина представляет собой относительно спокойный пейзаж, на безмятежном фоне которого медленно плавятся и растекаются часы. Сам пейзаж является своего рода отражением внутреннего состояния художника. Большинство считают, что время – это своего рода прямая, у которой есть начало и есть конец. Но, по мнению великого художника, времени свойственно меняться и растягиваться и наиболее точно можно было изобразить его именно в виде «мягких» часов.
Большой стол, вокруг которого стоят фигуры в плащах, склонив головы. На фоне - залив Порт Лигат, из вод его вырастает фигура полупрозрачного Христа. Это одна из самых знаменитых работ Дали. Находится Вашингтонской национальную галерею. Для Дали эта картина является образом нравственной чистоты и величия. Религиозный мотив как основной, но сочетается с мистическими намеками. Дали пользуется своим пониманием при интерпретации библейских притч. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос в трех ипостасях как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол они словно поклоняются Христу
. Перед нами одна из самых знаменитых и спорных картин Дали. Гигантская, почти аморфная голова, неприятного синеватого оттенка, голова, которая лишь тонкой, неестественно вытянутой нитью «шеи» связана с оставшимся на земле телом, словно бы парит над безрадостным миром. По мнению самого художника этот «окукливающийся монстр» и есть олицетворение собственно сна, который готов рухнуть и «вцепиться» в человека, едва лишь одна из одиннадцати подпорок исчезнет. Но, с другой стороны, именно эти подпорки могут говорить о хрупкости сна? Даже почти незаметной собаке в левом нижнем углу картины, как выясняется при детальном рассмотрении этого полотна Сальвадора Дали, оказывается, нужна подпорка. что образы художника это – аллегории, более связные, чем образы «паранойи» мы видим, как голову (а значит и мозг) спящего человека даже в свободном парении сна крепко привязывают к Земле некие канаты, истекающие ИЗ мозга и крепко удерживаемые, – Что это земные воспоминания? Земные друзья? И смысл картины, в этом случае, таков даже в свободном полете сна человек НЕ свободен от «земного».
Святой Антоний – это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны. Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе. В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник. Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания, у второго – обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио. На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.
После взрыва атомной бомбы в 1945 Дали заинтересовался физической природой атома, частицы которого, как известно, не соприкасаются друг с другом. Этим фактом Дали был особенно поражен: он с юности не терпел физических контактов с кем-либо и делал исключение только для Галы. Сходство собственных ощущений и строения атома удивило его. Взрыв атомной бомбы в августе 1945-го над Хиросимой потряс художника. Начался новый период его творчества, называемый Ядерным Мистицизмом (1949–1962). Художник стремился понять природу вещей, скрытых сил и законов, которыми они управляются, и даже связал воедино католическую веру с ядерной физикой.
Гала одета в традиционное монашеское одеяние. Центральная часть платья Галы открыта. В образовавшемся проеме виден ребенок-Христос, тоже с маленьким проемчиком в груди, как единство матери и ребенка. Он парит над синим облаком или подушкой. Мадонна сидит в расколотой арке. Над ее головой парит яйцо, а над ним раковина, которая символизирует Св.Иакова. Вокруг Мадонны парят различные раковины и рыбы. На заднем плане снова побережье Кадакеса. Картина написана без эффектов параноидально-критического метода, двойственного образа и иллюзии реальности, что говорит о желании Дали работать в классических рамках, которые он считал наивысшей точкой художественного развития.
Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста ( ), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы.
Гвадалупская Богоматерь 1959 Холст, масло
Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната Сальвадора Дали)
Гению было тесно в родной стране и своем времени: заглядывая в суть вещей, охватывая своим необычным разумом, кажется, всю Вселенную, он обнажал свое мировоззрение, создавая сюрреалистические картины, наполненные яркими и противоречивыми образами.сюрреалистические картины