Происхождение человека 9 класс Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В.
Вопросы для повторения: Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое. Чем обусловлены колебания климата на Земле? Как вы думаете, какое значение оледенений в эволюции наземной растительности? Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?
Ваши предположения: в чём сходство человека с животными? Прочитайте начало § 20 на с.93-94
«Сходство человека с животными». Основные черты От кого унаследованы Генетический код ядра Первые одноклеточные эукариоты Генетический код митохондрий Прокариоты Двусторонняя симметрия Предшественники ранних хордовых Костный скелет Рыбы Пятипалые конечности Рыбы, земноводные Легочное дыхание Земноводные и пресмыкающиеся Амниотическое яйцо Пресмыкающиеся Удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность Примитивные млекопитающие Плацента, живорождение Ранние плацентарные млекопитающие
Человек имеет специфические, присущие только ему особенности: 1) Прямохождение. 2) Сводчатая стопа. 3) Подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец. 4) Позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы). 5) Крупные размеры мозговой части черепа и малые размеры лицевой его части. 6) Бинокулярное зрение и др.
Родство с животными: 1) Рудименты: – ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами); – остаток мигательной перепонки; – копчиковая кость; – тонкие волосы на теле; – аппендикс и др. 2) Атавизмы: – наружный хвост; – обильный волосистый покров по всему телу; – добавочные соски; – когти на отдельных пальцах; – сильно развитые клыки и др.
Определение систематического положения человека: Класс: Млекопитающие. Отряд: Приматы (Primates – князья). Подотряд: Человекообразные обезьяны. Семейство: Люди. Род: Человек. Вид: Человек разумный.
Эволюция приматов Прочитайте с.94 – 96
Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие?
Конец мезозойской эры.
Эволюция приматов (Ролик)
Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры?
Похолодание
К каким последствиям это привело?
Отступление тропических и субтропических лесов, появление обширных открытых пространств
Стадии эволюции человека Прочитайте с. 97 – 100
Стадии эволюции человека – движущими силами антропогенеза являются: биологические (речь, сознание) и социальные факторы (труд, общественная жизнь); – в борьбе за существование получали преимущество те первобытные стада древних людей, у которых были законы общественной жизни (забота о стариках, взаимопомощь, защита слабых); – с появлением речи древние люди могли передавать накопленный опыт и знания.
с.95 – 99 (рисунки) 1) древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) 2) древние люди (неандертальцы); 3) современные люди (кроманьонцы) (рассматриваются аналогичным образом).
Какие выводы можно сделать?
Современный этап эволюции человека прочитайте одноименную статью в учебнике (с. 100–101) 1) Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens. 2) Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?
Домашнее задание: § 20, вопросы к §