Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Название АвторФормулировка Правило единообразия гибридов первого поколения (первый закон) Правило расщепления (второй закон) Закон независимого наследования признаков (третий закон) Закон чистоты гамет
Название АвторФормулировка Правило единообразия гибридов первого поколения (первый закон) Г. Мендель, 1865 год При скрещивании двух гомозиготныйх организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным Правило расщепления (второй закон) Г. Мендель, 1865 год При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по данному признаку и снова появляются особи с рецессивными признаками: эти особи составляют ¼ часть от всего числа потомков второго поколения Закон независимого наследования признаков (третий закон) Г. Мендель, 1865 год При дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга Закон чистоты гамет Г. Мендель, 1865 год При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающих за данный признак
(семинар 1) Выполнение задания
Изучаемые вопросы и понятия Где искать ответ Содержание задания Время, отведенное на подготовку Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем проявилось благородство Г. Де Фриза, К.-Э. Корренса и Э. Чермака? § 38, с. 140–141 Изучив содержание учебника, выполнить задания: – ответить на поставленные вопросы; – дать определения указанным понятиям; – сформулировать закон 10 минут Понятие «чистые линии». Почему для своих работ Г. Мендель выбрал именно горох? § 38, с. 142 Понятия «аллельные гены», «гомозиготныйе и гетерозиготные организмы» § 39, с. 143 Закон чистоты гамет. Множественный аллелизм § 39, с. 144–145 § 40, с. 146
Задача (пример) Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F 2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Решение А – ген черной масти, а – ген красной масти. 1. Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготный по рецессивному гену и их генотип – а. 2. Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготныйм. Следовательно, его генотип –АА. 3. Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а. 4. Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа. 5. Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и а (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.
Схема скрещивания Р aa красные × AA черный гаметы a A F1F1 Aa 100% черные F1F1 Aa черные × гаметы A a A a F2F2 AAAa aa 75% черные 25% красные
Ответ При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.
Решение генетических задач Задача 1. У крупного рогатого скота черная масть полностью доминирует над рыжей. Скрещиваются черный бык с рыжей коровой. Какое потомство следует ожидать при условии, что производитель гомозиготен по масти? Задача 2. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определить генотипы родителей, ребенка. Какие фенотипы и генотипы ещё возможны у детей в этой семье?
Домашнее задание: § 38, 39; записи в тетради; решить генетическую задачу
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
Задание: Изучаемые понятия и процессы Где искать ответ Содержание задания Время, отведенное на подготовку Понятие «кодоминирование» § 40, с. 146 Изучив содержание учебника: – дать определения указанным понятиям; – раскрыть сущность анализирующего скрещивания 8 минут Понятие «сверхдоминирование» § 40, с. 148 Понятие «неполное доминирование» § 40, с. 147 Понятие «анализирующее скрещивание» § 40, с. 148
Задача 1. При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с желтыми и белыми плодами в соотношении 1 : 1. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов доминантна и доминирование полное?
Аа а белоплодная желтоплодная А а а а Аа а Аа а
Домашнее задание: § 40; записи в тетради; решить генетическую задачу: (У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?).