Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России1 Модель саморегулирования строительной деятельности «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (механизмы управления качеством)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России2 Субъекты государственного регулирования I Федеральные органы власти: Правительственная комиссия по техническому регулированию Министерство регионального развития РФ Министерство промышленности и энергетики РФ Министерство экономического развития и торговли РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Главное управление государственной вневедомственной экспертизы Государственная инспекция государственного архитектурно-строительного надзора
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России3 Субъекты государственного регулирования II Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (утверждение региональных нормативов градостроительного планирования, надзор в рамках полномочий) Органы власти местного самоуправления (утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России4 Методы государственного регулирования Сертификация строительных материалов Разрешения на строительство Лицензирование деятельности: Лицензирование строительной деятельности Лицензирование проектной деятельности Лицензирование инженерных изысканий Государственный надзор со всех уровней публичной власти и на всех стадиях строительства
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России5 Результаты множественного госрегулирования Практика «безответственной строительной компании» (генподрядчик с капиталом в 10 тыс. рублей) Низкое качество проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений (без ответственности перед потребителями) Злоупотребления в долевом строительстве
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России6 Примеры последствий строительства и эксплуатации I , Москва Оздоровительный центр «Трансвааль-парк», Голубинская ул.д.16. Обрушение железобетонного купола над бассейном и водными аттракционами Площадь обрушения 3000 м.кв., сотни людей оказались под завалами, погибло 28 человек , г. Чусовой Пермская обл. Бассейн «Дельфин» Обрушение крыши (конструкция подобна крыше «Трансвааль-парка) Погибло –15 человек
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России7 Примеры последствий строительства и эксплуатации II , Москва Басманный рынок Обрушилась крыша, погибло более 65 человек , Москва Рынок отрадное, Сигнальный проезд, д. 35 Обрушение крыши Под руинами оказались три припаркованных рядом автомобиля , Ярославль Строящийся торговый центр, Ленинский район Обрушилась крыша и стены, сделанные из облегченных строительных конструкций
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России8 Основные причины изменений в регулировании строительства Система государственного регулирования и надзора строительства избыточна и не эффективна в вопросах обеспечения прав потребителей, отсутствует ответственность за проведение ненадлежащего контроля и надзора Фактически отсутствуют механизмы материальной ответственности проектировщиков и строительных компаний по завершении строительства
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России9 Основные цели изменений в регулировании строительства Оптимизация государственных и негосударственных форм правоустановления (нормирования, стандартизации) и правоприменения (контроля и надзора) Построение системы материальной ответственности всех субъектов строительства (строительных компаний, проектировщиков, производителей стройматериалов) перед потребителями их услуг
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России10 Регулирование (зарубежная практика) Правоустановление (нормирование) – Законами и Национальными стандартами разрабатываемыми национальными объединениями Правоприменение (контроль и надзор) – государственными органами, объединениями потребителей и предпринимательскими объединениями
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России11 Регулирование (российская практика) Правоустановление (нормирование) – Законами, актами Правительства (в т.ч. Национальные стандарты – СНиПы), актами субъектов РФ, актами органов МСУ Правоприменение (контроль и надзор) – органами власти Федерации, субъекта Федерации и МСУ
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России12 Регулирование (предложение) Правоустановление (нормирование) – Законами и Национальными стандартами разрабатываемыми национальными объединениями и утверждаемыми уполномоченным органом власти Правоприменение (контроль и надзор) – уполномоченными государственными органами, объединениями потребителей и предпринимательскими объединениями (СРО)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России13 Механизмы ответственности (зарубежная практика) Страхование гражданской (профессиональной или предпринимательской) ответственности Гражданско-правовая ответственность (размер капитала организации) Репутационная ответственность (риск осуждения потребителями и сообществом)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России14 Механизмы ответственности (российская практика) Добровольное страхование Гражданско-правовая ответственность (как правило, уставным капиталом 10 тыс рублей у генподрядчика) Риск аннулирования лицензии (аннулировано за период с 2004 по 2006 –103 лицензии из более чем )
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России15 Механизмы ответственности (предложение) Обязательное страхование гражданской ответственности по определенным рискам Гражданско-правовая ответственность (хоть и с уставным капиталом в 10 тыс рублей) Солидарная ответственность членов специального регулятора (СРО) компенсационным фондом Риск исключения из членов (т.е. потери специальной правоспособности)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России16 СРО – специальный институт регулирования СРО - Некоммерческая организация (НКО), отвечающая следующим требованиям: 1. По численности членов (минимально –25) 2. По наличию механизмов дополнительной материальной ответственности (страхование гражданской ответственности и Компенсационный фонд) 3. По наличию обязательных органов управления (орган по разработке стандартов, орган по контролю и орган по дисциплинарной ответственности)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России17 СРО – специальный институт регулирования Основные права и обязанности: 1. Разрабатывает стандарты деятельности 2. В случаях обязательного членства – осуществляет допуск к конкретному виду деятельности 3. Отстаивает интересы своих членов в судах и перед органами власти без доверенности 4. Контролирует деятельность своих членов 5. Применяет меры дисциплинарного воздействия к своим членам 6. Несет ограниченную материальную ответственность имуществом Компенсационного Фонда за своих членов по конкретному перечню оснований (рисков)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России18 СРО – как система. Основные принципы Множественность СРО в каждом сегменте рынка (группе ответственности) Двухуровневая модель СРО: - Нижний уровень – региональные и специальные СРО - Верхний уровень – Национальное объединение саморегулируемых организаций – основное представительство сегмента рынка (группы ответственности)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России19 СРО – как система. Схема Органы власти Национальное Объединение саморегулируемых организаций Региональные и специальные Саморегулируемые организации
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России20 Основные группы субъектов возможной ответственности Изыскатели- проектировщики- архитекторы Строители: генеральные и субподрядчики Производители стройматериалов: конструкционных и прочих Эксплуатирующие организации: собственники и управляющие
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России21 Модель ответственности (первый вариант) Лицо, понесшее ущерб Собственник здания проектировщикиСтроителистройматериалы иск регресс
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России22 Модель ответственности (второй вариант) Лицо, понесшее ущерб проектировщики строители Собственник стройматериалы иск
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России23 Оптимальная модель регулирования строительства I Создание саморегулирования по отдельности в каждой группе всех возможно ответственных лиц (с запретом или разрешением на совмещение видов деятельности между группами) - Изыскатели – проектировщики - архитекторы - Строительные компании: генподрядчики (контракторы), субподрядчики - Производители строительных материалов: конструкционных и прочих - Управляющие компании (недвижимостью)
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России24 Оптимальная модель регулирования строительства II Добровольное членство в СРО в каждой группе (кроме исполнителей работ по особо опасным, жилым объектам и объектам публичного назначения, для которых – обязательное членство в соответствующих СРО) - Изыскателей – проектировщиков – архитекторов - Строительных компаний: генподрядчиков (контракторов) и субподрядчиков по отдельным видам строительно-монтажных работ (СМР) - Производителей конструкционных строительных материалов - Управляющих компаний
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России25 Основные не решенные проблемы I В настоящее время нет четкого правового описания видов деятельности в строительстве в каждой группе ответственности: - изыскательские, проектные, архитектурные – архитектурная деятельность фактически не регулируется, хотя традиционно включает в себя и проектирование - строительные: капитальное строительство, капремонт, реконструкция, генподрядчик, субподрядчик, строительно- монтажные работы - Производители конструкционных (основных) материалов, производители прочих (вспомогательных) материалов
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России26 Основные не решенные проблемы II В настоящее время имеющихся критериев объектов повышенной опасности не достаточно для целей регулирования - опасные объекты, объекты публичного назначения, жилые здания, прочие опасные сооружения - прочие неопасные объекты, регулирование строительства которых не является необходимым и может осуществляться на риск заказчика