. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности
Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие
Категории (факторы) мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Познавательные мотивы. направленность на изучение материала по предмету процесс познания приёмы приобретения знаний организация учебного труда самообразование
Социальные мотивы. направленность на общение с людьми отношения с другими людьми стремление занять определённое место среди сверстников заслужить авторитет осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты : содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
Мотивационное обеспечение урока. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда ; Создавать ситуации успеха ; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Способствовать развитию как « сильных », так и « слабых » учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию ; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Цель урока. Цель должна указывать на её достижение ; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока ; Общие цели урока должны быть детализированы микро целями, т. е. задачами этапов урока ; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса ( цель курса реализуется через систему уроков ) Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления ; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся ; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
Оценка мотивирует … Когда ученик уверен в её объективности ; Когда ученик воспринимает её как полезную для себя ; Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей ; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь ; Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Положительные эмоции … - связанные со школой в целом, пребыванием в ней ; - обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися ; - связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей ; - положительные эмоции от получения новых знаний ( любознательность, любопытство ); - от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.
Индивидуальные особенности … процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т. е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий ; - показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности
Интерес к предмету … занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.