ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор программы: Воспитатель МАДОУ «Д/с 2» Семёнова Т.И.
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у детей любви к Родине с дошкольного периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Достижение целевых ориентиров дошкольного образования средствами приобщения дошкольников к традициям, истории, культуре и природе родного города Бугуруслана в процессе проектной деятельности.
Развивать у дошкольников интерес к истории родного города Бугуруслана, его достопримечательностям, обычаям и традициям. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, произведениям народного творчества. Воспитывать бережное отношение к памятным местам, преумножать природные богатства родного края. Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии по памятным местам, паркам; изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр и др.)
Сочетание научности и доступности исторического материала. Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна). Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. 2. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. 4. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Проект «Родина начинается с Бугуруслана» Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно- развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на организованных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Сроки реализации Название под проекта Цель под проекта Целевые ориентиры под проекта 1. Сентябрь – октябрь «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад) Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Сроки реализации Название под проекта Цель под проекта Целевые ориентиры под проекта 2. Ноябрь – январь «Мой город Бугуруслан и область, в которой я живу Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым. Проживая в городе Бугуруслане, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных почти всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Сроки реализации Название под проекта Цель под проекта Целевые ориентиры под проекта 3. Февраль – март «Россия – Родина моя!» Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России. Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Сроки реализации Название под проекта Цель под проекта Целевые ориентиры под проекта 4. Апрель – май «Земля – наш общий дом» Как можно больше дать детям знаний о планете Земля подвести к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое они оказывает на планету. Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь, природу и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много, и мы такие разные, но все мы зависим от состояния нашей планеты; нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости.
интерес к истории родного города Бугуруслана, его достопримечательностям, обычаям и традициям. интерес детей к общечеловеческим ценностям, произведениям народного творчества. бережное отношение к памятным местам, стремление преумножать природные богатства родного края. участие родителей в совместной деятельности (экскурсии по памятным местам, паркам; изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр и др.)
Презентация проектов «Мое семейное генеалогическое древо» (дети вместе с родителями изучают свою семейную историю и рисуют генеалогическое древо своей семьи). Презентация проектов «Мои любимые места в городе» (дети вместе с родителями изготавливают альбомы с фотографиями и рисунками своих любимых мест в городе и его окрестностях). Создание стенгазеты «Тут работают мои родители» (в процессе общения с родителями дети узнают подробности их профессиональной деятельности, на этой основе составляют рассказы и делают зарисовки для стенгазеты). Создание фотоальбома «Моя будущая школа» (по итогам экскурсии в школу дети совместно с воспитателем придумывают аннотации к фотографиям). Организация выставки авторских рисунков «Я люблю Бугуруслан». Организация викторины «Знатоки своего края» (организована по подобию игры «Что? Где? Когда?» Игроки: дети и родители. Ведущий: воспитатель).