Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Вяткина Е.Н.. Что такое словарная работа? «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение.
Advertisements

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Педагогический совет на тему: Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их Составитель: Сосновских Валентина.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе,
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Использование лексико – грамматических игр в коррекционно – развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад 10 Короткова.
* Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование.
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
В МБДОУ детский сад КВ 8 «Рябинка» прошло методическое объединение учителей-логопедов Таштагольского района «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
© Фокина Лидия Петровна. МБДОУ «Солнышко» с. Ароматное.
К.п.н., доцент Хазратова Фируза Вакильевна. – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками.
Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
«Словарная работа в разных видах деятельности» Автор: Архипова О.В. Воспитатель.
«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад 2 Олейникова.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
Развитие словаря детей 4 лет с общим недоразвитием речи в упражнениях с Монтессори - материалом.
Чтение художественной литературы тема :« Играем в сказку » в воспитательно - образовательном процессе ДОУ 2286.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Транксрипт:

Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи) и пассивный (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет). Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Словарь делят на активный (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи) и пассивный (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет). Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице. Количественный рост словарного запаса по Штерну: Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице. Количественный рост словарного запаса по Штерну: От 1 до 1,5 лет В 2 года В 3 года В 4 года В 5 лет 100 слов слов слов 1600 слов 2200 слов

Задачи детского сада по формированию словаря детей: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Методы, направления и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач. Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях: Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях: 1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. 3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. Методы Возраст 1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря. Рассматривание и обследование предметов, рассматривание игрушек. Во всех возрастных группах Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых. Во всех возрастных группах Рассматривание картин знакомого содержания. Во всех возрастных группах Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки. Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками Во всех возрастных группах Экскурсии (социальное окружение, природа) В средней и старших группах Словесные игры В средней и старших группах

2. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Методы Возраст Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием Главным образом в старших группах Лексические (словарные) упражнения Во всех возрастных группах, чаще в старших Чтение и рассказывание литературных произведений Во всех возрастных группах Загадывание и отгадывание загадок Во всех возрастных группах Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Преимущественно в средней и старших группах Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Преимущественно в средней и старших группах

Спасибо за внимание!