Реформа бюджетного процесса на региональном уровне: основные предпосылки и практика Бараховский А.С. Генеральный директор Семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации 6-9 июня 2006 года в г. Санкт-Петербурге
Цель и направления реформы бюджетного процесса в РФ Управление бюджетными ресурсами (затратами) Управление результатами Модель «БОР в рамках среднесрочног о финансового планирования» Модель «БОР в рамках среднесрочног о финансового планирования» Направления: Совершенствование финпланирования Выделение БПО и БДО Внедрение программно-целевых методов планирования и др. Направления: Совершенствование финпланирования Выделение БПО и БДО Внедрение программно-целевых методов планирования и др.
Сравнение «затратной» модели и модели БОР Принципы затратной модели Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100% выполнение плана Рлррлрлрлрлорлоррложлждлждлждлж Лорлррлрлрлорлордддлодододододо Лрлрлорлрлорлорлордлдододододо Длодододододододдлдлодолододод Длодлоииисисисисисидлододлододод лл лодждлррп попдлододжодододод лоррпссимсбьтддододододододододолд Принципы модели БОР Планирование результатов oРезультат 1 + $ oРезультат 2 + $ oРезультат 3 + $ Цель - лучший результат при меньших затратах ресурсов
Основная идея модели БОР БОР БОР = Результаты Затраты МикроуровеньСоотнесение непосредственных результатов (объем услуг) и финансирования МакроуровеньСоотношение конечных результатов (социальные эффекты) и финансирования
Инструментарий БОР Соотнесение конечного результата и финансирования Соотнесение непосредственного результата и финансирования В среднесрочной перспективе Программы? Доклады ? NN+1N+2 Инструменты Задачи Финансовый план? Многолетний бюджет? + реестр расходных обязательств
Предпосылки реализации реформы бюджетного процесса в РФ Предпосылки, созданные благодаря реформе МБО Разграничены полномочия Разграничена финансовая ответственность Разграничены доходы Введен РРО Предпосылки, созданные благодаря казначейскому исполнению бюджета: Высокая финансовая дисциплина ГРБС Исключение случаев нецелевого использования средств Можно перенести акцент на управление средствами Можно ставить цели и отвечать за их достижение
Элементы повышения эффективности государственного сектора Административная реформа Реформа бюджетного процесса Реформа государственной службы Реформа бюджетного сектора Внедрение принципов и процедур управления по результатам
Основные предпосылки реализации бюджетной реформы на региональном и муниципальном уровнях КАК Правовые основания Концепция реформирования бюджетного процесса (рекомендации) Изменения БК РФ (обязательные требования) Организационные стимулы Доклады субъектов РФ о результатах и основных направлениях деятельности на заседаниях Правительства РФ Финансовые стимулы ФРРМФ (оценивается внедрение : докладов, ВЦП, СФП) ПОЧЕМУ Международный опыт Федеральный опыт Федеральные рекомендации ! Обязательность БОР для регионов и муниципалитетов – после изменения БК РФ
Практика реализации реформы бюджетного процесса в субъектах РФ. Финансовое планирование и реестры Урегулированы процедуры составления реестров РО – 66 субъектов РФ Урегулированы вопросы составления ПФП – 25 субъектов РФ
Практика реализации реформы бюджетного процесса в субъектах РФ. Доклады и программы Урегулированы процедуры составления докладов ГРБС (СБП) – 18 субъектов РФ Урегулированы вопросы составления ведомственных целевых программ – 10 субъектов РФ
Основные проблемы реализации реформы в субъектах РФ Отсутствие четкой взаимосвязи между внедряемыми инструментами БОР Невстроенность хода внедрения методов БОР в бюджетный цикл и в целом в систему социально- экономического развития территории Отсутствие системы текущего мониторинга и корректировки хода реформы бюджетного процесса Неготовность специалистов отраслевых департаментов к применению инструментов БОР Сложность «ручной» обработки большого количества информации о целях, задачах, показателях, расходных обязательствах
Возможная роль Минфина России в реализации реформы бюджетного процесса в регионах Департамент бюджетной политики ? Идеология реализации реформы бюджетного процесса в РФ Департамент межбюджетных отношений + Стимулирование реформы: ФРРМФ ? Методология реформы: Информация о лучшей практике Модельные правовые акты, методрекомендации