ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение детей решению арифметических задач Хромова Елена Ивановна Воспитатель I кв. категории МК ДОУ «Детский сад комбинированного вида» 29 АГО.
Advertisements

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ выполнила Байденко Инна Валентиновна, инструктор физической культуры д/с 161.
Текстовые задачи являются тем богатейшим материалом, на котором решается важнейшая задача преподавания математики развитие мышления и творческой активности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету ТОНКМ «Методика введения задач на нахождение суммы и остатка, уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, нахождение.
Текстовые задачи : МЕТОДИКА РАБОТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЕ Подготовила: Яцура Н. И. учитель начальных классов.
Смысл действий сложения и вычитания Выполнила студентка 45гр Цирушкина Светлана Александровна.
Методика обучения решению простых задач Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Сложение – это прибавление одного числа к другому. Прибавляемые друг к другу числа называются слагаемыми. А результат.
Как научить ребенка решать задачи? Родительское собрание «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Д.Пойя Федорова Н.А., учитель начальных.
Решение задач в 1 классе Учитель начальных классов Шестакова Людмила Аркадьевна.
Алгоритмы во время решения уравнений в начальной школе Учитель высшей квалификационной категории, старший учитель Рымарь Татьяна Николаевна.
Определение суммы в количественной теории числа: A=n (B); B=(A). СУММОЙ целых неотрицательных чисел a и b называется число элементов в объединении непересекающихся.
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ УМК «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой.
Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс.
Урок математики в 1 «А» классе «Сложение и вычитание в пределах 10»
Занимательная математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими.
МУРАВИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА к.п.н., доцент, зав. редакцией математики и информатики Обучение решению простых и составных задач средствами УМК по математике.
Сюжетные задачи Автор: Пояркова Ольга Сергеевна Учитель математики МОУ СОШ 4.
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Математика Всякая хорошо решенная задача оставляет умственное наслаждение. Г. Гессе Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. (Д. Пойа)

План Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками. Этапы обучения решению арифметических задач. Структура арифметической задачи. Модели записи арифметического действия. Алгоритм решения арифметических задач. Роль решения арифметических задач.

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка. III группа - простые задачи на разностное сравнение II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов.

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста I группа - задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка: На столе было 5 яблок. Витя съел 1 яблоко. Сколько яблок осталось? (нахождение остатка) У Маши было шесть конфета, мама дала девочке еще 1 конфету. Сколько конфет стало у Маши? (нахождение суммы) II группа - задачи на нахождение неизвестных компонентов : нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому («Нина вылепила из пластилина несколько гриб­ков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»); нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому («Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»); нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности («Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?»); нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности («Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?»). III группа - простые задачи на разностное сравнение увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»); уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала: Задачи – драматизации: отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают; дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям. Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам) служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношеней в различных жизненных ситуациях Основные требования к картинкам: - простота сюжета; - динамизм содержания; - ярко выраженные количественные отношения между объектами Устные задачи (без опоры на наглядный материал)

Определите вид арифметической задачи Задача составляется на основе действий, выполняемых детьми: «Нина в одну вазу поставила пять флажков, а в другую один флажок. Сколько флажков поставила Нина в обе вазы?» Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? Задача - драматизация Задача - иллюстрация Устная задача

Этапы обучения решению арифметических задач Первый этап подготовительный. Основная цель этого этапа организовать систему упражненей по выполнению операций над множествами. Второй этап. Цель: научиться составлять задачи; понимать их отличие от рассказа и загадки; понимать структуру задачи; уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым. Третий этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания

Этапы обучения решению арифметических задач Подготовительный этап (операции над множествами) Положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 синих. Сколько всего кружков вы положили? Положите 4 красных кружка, а ниже положите синих на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили? Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось? А – 6 грибов, В – 2 гриба Круги Эйлера – Венна

Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре) Задачи – драматизации Двое детей выполняют действия, воспитатель комментирует: У Кости было 7 флажков, Миша дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости? д/у «Определи где рассказ, а где задача» д/у «Задай вопрос к задаче» д/у «Выбери верный вопрос к задаче» д/у «Задай вопрос к задаче» Этапы обучения решению арифметических задач

Структура арифметической задачи: Условие Вопрос Решение Ответ На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся ещё один самолёт. Сколько самолётов стоит на аэродроме? = 6 На аэродроме стоит 6 самолётов.

Упражнения, развивающие у детей представления о задаче и ее структуре. Ехал грузовик, вез мешки с я блоками. Один мешок упал. Сколько мешков осталось в грузовике? Решите задачу. Сколько птиц на дереве? Решите задачу. На столе стояло 5 стаканов с молоком. Гриша выпил один стакан. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это? В задаче должно быть не менее двух чисел. В задаче нет вопроса В задаче нет условия Это не задача. В задаче всегда требуется посчитать.

Формулировка арифметического действия Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно. Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.) При формулировке арифметического действия можно считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами. Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».)

Модели записи арифметического действия Модель записи действия вычитания: Модель записи действия сложения:

Алгоритм решения арифметической задачи: У У ? ? ><>< ><>< Р Р О О

Роль решения арифметических задач Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п. Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Литература 1. Щербакова Е.И. Методика ознакомления детей с арифметическими задачами и примерами // Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд- ней и фак. сред. пед. учеб. заведеней. - М: Издательский центр «Академия», с