«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы»
Признаки, присущих субкультуре. ценностные ориентации, духовные ценности, предрассудки, нормы поведения, взаимоотношения, эстетические пристрастия, жаргон, фольклор
Виды субкультур: возрастные субкультуры (детская, подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские, в том числе наиболее мелкие – дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.).
3 главных подсистемы «культуры детства»: детский фольклор и художественное творчество детская игра коммуникативное поведение детей
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».
Игра дает возможность: активно действовать познавать окружающий мир осваивать отношения между людьми моделировать взаимоотношения совершенствовать своё поведение и учиться управлять им
Детский фольклор «…одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности».
Речевые субкультуры: «Философствование» Словотворчество Перевёртыши Считалки Дразнилки
Увлечения: собирательство коллекционирование «секреты»
Способы и формы свободного времяпровождения: «Страшные места» «Интересные места» «Злачные места» «Места уединения» «Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний»
Функции детской субкультуры для ребенка предоставление особого психологического пространства возможность для самореализации, экспериментальная площадка для опробования себя «психологическое укрытие» «культура охранение»
Основные задачи приобщения к детской субкультуре развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения; расширение и обогащение опыта взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе личностного потенциала.
Позитивная атмосфера в детской субкультуре: теплота, тесных личностных связей и общения; общее дело, объединяющего группу, общих целей и задач, общих врагов и друзей; атрибуты взрослости, собственной значимости; элементы «особости», порой тайны превосходства над другими подобными группами, некоторой экстремальности групповой деятельности.
«Конструктивная детская субкультура – мир созданный детьми под умным взглядом взрослого»