«Роль взрослого в организации взаимодействия ребенка со сверстником» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 94» города Перми Педагог первой категории Завьялова Светлана Валентиновна
Согласно Федеральным государственным требованиям основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в двух основных моделях организации образовательного процесса: 1 блок. Совместная деятельность взрослого и детей 2 блок. Самостоятельная деятельность детей.
«Сотрудничество – является формой взаимодействия индивидов, возникающих в совместной деятельности, при которой участники осознают общую цель, планируют процесс ее достижения, распределяют функции с учетом возможностей партнера, осуществляют взаимоконтроль, несут коллективную ответственность за полученный результат» Г.А.Цукерман
В.Н. Белкина Изучая специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, а именно включение взрослого в процесс общения и совместной детской деятельности, выделяет особый вид педагогического взаимодействия – педагогическое регулирование. Взрослый, регулируя взаимодействие детей, воспринимается его участниками по-разному: как педагог (взрослый, который обучает и корректирует поведение участников взаимодействия), как лидер (он направляет взаимодействие и корректирует действия участников), как равноправный партнер (который может что-либо придумать, помочь, но и подчиниться требованию других участников
Типы педагогического регулирования. Обучающе – корректирующий Направляюще – корректирующий Направляющий
Характерные черты обучающие- корректирующего типа регулирования Ориентация на развитие у участников взаимодействия операциональной стороны (способов общения и первоначальных способов совместных действий); Стремление педагога помочь участникам взаимодействия в овладении индивидуальными способами выполнения действий, закреплении достигнутых результатов; Выбор взрослым доступных детям видов совместной деятельности - игры, конструирования и простейших заданий по труду;
Использование педагогом фронтальных, групповых и индивидуальных бесед о сущности взаимодействия ("Что значит делать что-то вместе?"); Демонстрация образцов поведения и действий; Внесение поправок в поведение ребенка или выполнение им действий по просьбе самого ребенка или сверстников в случае конфликта; Непосредственная включенность взрослого в процесс общения или совместных действий в качестве посредника (педагога) или партнера.
Направляюще - корректирующий тип педагогического регулирования ориентация педагога на развитие у детей осознанного включения во взаимодействие со сверстниками, целеполагания и планирования совместных действий; направленность участия взрослого на развитие децентрации и основ рефлексии у участников взаимодействия, что важно для понимания ими мотивов и действий друг друга ;
Акцентирование на способах согласовывания индивидуальных действий участниками общения и совместной деятельности; Стимулирование самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия детей; Расширение видов продуктивной деятельности, в частности, конструирования; Включение взрослого в процесс взаимодействия в качестве лидера или партнера.
Характерные особенности направляющего типа педагогического регулирования Ориентация на развитие у каждого участника взаимодействия индивидуального стиля социального поведения (выполняемая во взаимодействии роль, адекватные способы поведения, индивидуальный уровень деятельностных умений, пристрастия в выборе форм контактов с другими детьми, уровень творчества, рефлексии, эмпатии и т.д.); Направленность на расширение и усложнение содержания и форм взаимодействия детей; Стимулирование творчества и инициативы каждого участника; Включение взрослого в процесс взаимодействия детей в качестве равноправного партнера (реже - лидера).
Взаимодействие детей в форме сотрудничества оказывает большое влияние на развитие нравственных качеств, познавательной активности, коммуникативной компетентности, самостоятельности, что является основой для подготовки детей к обучению в школе