Письмо включает ряд специальных операций: 1. анализ звукового состава слова, подлежащего записи: 2. определение последовательности звуков в слове; 3. уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки фонемы. 4. перевод фонем (слышимых звуков) в графемы. 5. перевод графемы в кинемы.
а мозг ежа; б мозг крысы; в мозг собаки; г мозг низшей обезьяны; д мозг высшей обезьяны; е мозг человека. Крупными точками обозначены первичные (центральные) поля ядерных зон. Точками средней величины вторичные (периферические) поля ядерных зон. Мелкими точками третичные поля (зоны перекрытия) (по Г.И.Полякову) Cоотношении первичных, вторичных и третичных зон коры на последовательных этапах эволюции
М-А-М-А ?
Зрительно-пространственные представления -должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме, величине. -владеть такими понятиями, как большой-маленький, больше-меньше; длиннее-короче; высокий-низкий, выше- ниже ;толстый-тонкий, толще-тоньше; широкий-узкий, шире-уже; должен уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу.
Процесс латерализации завершается к 6-ти годам.
Под полноценной устной речью понимается следующее: 1. Правильное произношение всех звуков речи. 2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов. 3. Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли. 4. Владение связной речью, то есть умением логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.
Для успешного овладения письменной речью ребенок должен 1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов). 2. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. 3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью). 4. Развитая тонкая ручная моторика. 4. Сама возможность овладения этими предпосылками письменной речи предполагает также наличие у ребенка достаточно устойчивого внимания, памяти, мыслительных способностей.