Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 г.Лысково Воспитатель Игнатьева Елена Викторовна г.Лысково 2014 г.
Актуальность Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Основой сенсорного развития является сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
Вывод: В ходе педагогических наблюдений выяснилось, что очень низкий показатель сенсорных способностей у вновь принятых детей на начало учебного года.
Цель : Цель : Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через различные виды деятельности. Задачи: 1. Сформировать у детей младшего возраста представления о сенсорных эталонах. 2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности. 3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего мира.
Эталонная система Цвета Формы Величины
. Знает и различает основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий, белый, чёрный).. Соотносит геометрические формы с сенсорными эталонами ( круг, квадрат, треугольник).. Различает предметы по величине и выполняет простые действия с ними.. Проявляет любознательность к сенсорному развитию.
Используемая литература. 1.АнищенковаЕ.С. «Пальчиковая гимнастика» 2. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка». 3. Белая.К. «Первые шаги». 4. Григорьева Г.Г. «Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»). 5. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». 6. Менджерицкая Д. «Дидактические игры в детском саду». 7.ПилюгинаЭ.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».
Виды деятельности. 1. Игровая деятельность (НОД, дидактические игры, дидактические упражнения, самостоятельная игровая деятельность,художественное творчество –лепка, рисование, аппликация и т.д.) 2. Речевая деятельность ( режимные моменты, беседы.)
Дидактический стол для игр с песком и водой Игровая деятельность Игры с мозаикой НОД «Разложи по цвету» Игры с пазлами Игры на закрепление цвета Самостоятельная игровая деятельность
Предметно - развивающая среда в соответствии с ФГОС ( трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная )
Речевая деятельность. Подвижная игра «Синий домик»Утренняя гимнастика с флажками Индивидуальная беседа: «Назови какого цвета», «Собери красное или желтое солнышко»
-консультации : « Дидактические игры по сенсорике 2-3 лет.» «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.» «Учим детей различать цвета.» «О сенсорном воспитании детей.» «Развиваем пальчики - улучшаем речь.» -родительские собрания на тему «Игра путешествие по стране «Сенсорики» - Индивидуальные беседы : проводятся с родителями по закреплению сенсорных эталонов
Педагогические наблюдения сенсорного развития детей за год. Вывод: Сенсорное развитие детей повысилось от 0% до 57 %
Заключение. Проведенная работа показала, что именно младший дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно- воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Развитие сенсорных способностей через разные виды деятельности обогатило сенсорный опыт детей. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, родителей, но и самостоятельно.