Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е.И. Тихеева
Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.
Требования к созданию предметно- развивающей среды 1)учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; 2)среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития; 3)должна содержать уже известные ребёнку компоненты, а также и проблемные, подлежащие исследованию; 4)постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания,через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Задачи предметно –развивающей среды: 1) Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей. 2) Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. 3)Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний. 4) Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний
Особенности организации предметно-развивающей среды в группе Младший возраст Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности
Средний возраст Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Старший и подготовительный возраст Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, участие в преобразовании предметно – развивающей среды.
Среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно- развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.