Продуктивная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, или как повысить интерес учащихся к предмету Из опыта работы Автор: Дейтер Зигфрид Юрьевич Должность: учитель истории и обществознания Категория: первая Образовательное учреждение: МОУ «ООШ 34» г. Сыктывкара Web сайт:
проблема Новый материал Учитель ученик результат ?
Традиционный урок Урок с продуктивной деятельностью Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д. Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений. Структура урока – ситуативность, отход от запланированного. Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике. Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему. Контроль – воспроизведение учениками изученной темы. Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме. Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы. Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.
Алгоритм решений продуктивных заданий 1. Осмысли задание: прочитай и объясни своими словами, что требуется сделать. 2. Найди нужную информацию для выполнения задания (в тексте, в иллюстрации, справочнике, Интернете). 3. Преобразуй информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выдели главное, найди решение, причину, обоснуй свою позицию 4. Запиши решение в требуемой форме, если необходимо: таблица, список, текст, числовая запись. 5. Составь ответ, используя слова: «я считаю, что…», «потому что…», «во-первых,… во- вторых,…». 6. Представь полный ответ (расскажи о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.
9 класс. Тема «Начало ВОВ» Согласны ли вы с мнением историка Д. А. Волкогонова о нападении СССР на Германию 22 июня 1941 года?
7 класс. Тема«Реформы Петра I» Задание: Сравните две позиции по отношению к личности Петра I. Какая позиция вам ближе? Почему? 1. «Реформы привели Россию к империи». 2. « Ни одна реформа Петра I не была завершена».
Контроль и самоконтроль Продуктивные приёмы Целенаправленность контроля Результаты контроля обсуждаются Объективность оценивания знаний Критерии оценок сообщаются заранее Оценка результатов деятельности, а не личности Разнообразие форм контроля Индивидуализация контроля Самооценка и самоконтроль Преобладание обучающей функции над контролирующей Передача функции контроля ИКТ Преобладание положительных оценок
Алгоритм самооценивания 1. Какое было задание? 2. Удалось получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. Какой отметки заслуживает решение этой задачи?
Спасибо за внимание!