М ОЛОДЁЖ НЫЙ СЛЕНГ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: выявить способы и причины возникновения подросткового сленга, его взаимодействие с литературным языком; понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодежи, ее ценностные и нравственные ориентиры. Задачи: 1. познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков; 2. выявить источники и причины возникновения подросткового сленга; 3. разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию; 4. провести исследование для выявления уровня использования и восприятия сленговых выражений подростками.
16 октября 2010 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», на которой были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
И СТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 20 годы. Революция и гражданская война породили армию беспризорных, речь которых окрасилась множеством «блатных» словечек 50 годы. На улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги», копировавшие западную моду Удушливая атмосфера застоя породила неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. Начало компьютеризации
Ч ТО ТАКОЕ СЛЕНГ ? Слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка Синоним жаргона Синоним арго Совокупность жаргонных слов, жаргонных значений общеизвестных слов, понятных достаточно широкому кругу Социолект (сравни: диалект)
О ПРЕДЕЛЕНИЕ Сленг – это слова, употребляемые только людьми определенной возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, часто ироничной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
С ЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ Человек Внешность Одежда Жилище Досуг
Т ЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил. Наименование людей по родству: предки, пахан, матер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видах. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка. Деньги: бабки, капуста, зелень. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
К РУГ СЛОВ Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойной, взлом, параллельно, сине-фиолетово. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
Э ВОЛЮЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОГО ЖАРГОННОГО ВЫРАЖЕНИЯ
З АЧЕМ Я УПОТРЕБЛЯЮ ЖАРГОННЫЕ СЛОВА ? делают речь понятнее для друзей, а не для представителей «враждебной» группы; это модно, современно; для связки слов; помогают преодолеть недостаток литературного словарного запаса; помогают снять стресс стремление к разнообразию: скучно всегда говорить правильно (скрытое нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми)
А НКЕТА 1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками? а) Да.(15) б) Нет.(2) 2. Какой Ваш пол? а) Мужской б) Женский 3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова? а) Самоутвердиться. б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе. в) Обмениваться информацией и узнавать новое. (4) г) Придать своей речи живость, юмор. (11) 4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи? а) Матерные. б) Юмористические. (9) в) Иногда и те, и другие: все зависит от ситуации или компании. (6) 5. Поправляют ли учителя Вашу речь ? а) Да. (3) б) Учителя не обращают внимания на мою речь. в) Не всегда, но все же делают замечания. (13) 6. Как относятся родители к Вашей речи? а) Им не важно, как я говорю. (1) б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю. (6) в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи. (11) 7. Чья речь для Вас является эталоном? а) Моих друзей. (1) б) Моих родителей. (7) в) Моих учителей. (8) г) То, как говорят на телевидении и радио. (2) 8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите? а) Только музыкальные каналы. б) Немузыкальные каналы. в) Все каналы. (18) 9. Дайте толкование следующим жаргонизмам: (9 чел.) Напрягать, прикол, пипец, хомячить, кайф, хата, микрофон жить, разрулить, без палева 10. какие жаргонные слова Вы употребляете в своей речи?
10. КАКИЕ ЖАРГОННЫЕ СЛОВА В Ы УПОТРЕБЛЯЕТЕ В СВОЕЙ РЕЧИ ? офигеть блин точняк пипец жесть прикольно ништяк круто класс телек комп лаве халява буксовать лунь облом палево ( без палева) синька чмо копец купол тупить фигня
Н УЖЕН ЛИ СЛЕНГ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ?
А РГУМЕНТЫ ЗАПРОТИВ Постоянное обновление Тематически ограничен Лексическое разнообразие Примитивность коммуникации Эмоциональная окрашенность Размытое лексическое значение (неточная информация) «Пиршество метафор и экспрессии» Не может быть основой национальной культуры Маска, игра, попытка преодолеть неяркую обыденность Отрицательное влияние на психику и мировоззрение Приводит к отклонению от норм поведения
К АК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ ?
П УТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Организация полезного досуга Упражнения по развитию и обогащению речи Систематическая словарная работа Конкурсы Викторины Олимпиады Лингвистические бюллетени Языковые кружки («Речевой этикет») Страница- «сайт» в тетради для «сбрасывания» ошибок
П ОРА ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ На государственном уровне: поставить правовой заслон жаргонным словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе На уровне края, города, района: необходима специальная программа, которая смогла бы реально помочь молодёжи сделать выбор между сленгом и красивым языком На уровне учебного заведения: системные мероприятия по формированию интереса и уважения к чистому языку
З АКЛЮЧЕНИЕ Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной, Его для внуков сохраните.