Титульный лист
диплом
Сведения об авторе ИРИНА ИГОРЕВНА ТЕРЕШИНА Год рождения – В 2002 году окончила Плавскую СОШ 1 и поступила в Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского. В 2007 году закончила данное учреждение по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж 3 года, в Доме детского творчества – 3 года стажа в должности педагога-организатора.
Творческая неделя педагога Творческая неделя педагога проводится один раз в год, составляется программа проведения творческой недели. п / п Мероприятие Место, время проведения Кто привлекался 1. Открытое занятие «Волшебное слово, что ясный день»» Актовый зал ДДТ 22 ноября 2010 г. Администрац ия, педагоги ДДТ, обучающиеся объединения 2. Выступление на методическом часе творческой недели ( приложение 9) 23 ноября Администрац ия, педагоги ДДТ 3. Оформление материалов творческой недели 24 ноября 2010 г. Педагог 4. Выступление на семинаре ШСПМ ( приложение 7) Методический кабинет ДДТ 25 ноября 2010 г. Администрац ия, педагоги ДДТ 5. Праздник именинников «Осенины» ( приложение 10). Актовый зал ДДТ 26 ноября г. Педагоги ДДТ, воспитанники объединений
Р абота в летнем лагере на базе дома детского творчества
П раздник 8 марта
Выступление объединения «Выжигание, выпиливание на празднике 55-летия Дома детского творчества
праздник именинников
здравствуй, книжкина неделя!
Открытое занятие по сказкам Г.Х. Андерсена, объединение «Выжигание, выпиливание»
Семинар «Школа совершенствования педагогического мастерства» проходит ежемесячно в соответствии с планом. п / п Тема выступления Дата проведения Приложение … 1. Роль педагога дополнительного образования в формировании гражданско - патриотических качеств личности обучающихся Октябрь Использование игровых технологий в условиях дополнительного образования Ноябрь 20107
Исследовательская деятельность педагога 6.1. Работа над темой по самообразованию. В сентябре 2009 года составлен план индивидуальной деятельности педагога над темой по самообразованию «Роль педагога дополнительного образования в формировании гражданско-патриотических качеств личности обучающихся». Работа над темой самообразования рассчитана на три года
ИНФОРМАЦИЯ о работе над методической темой «Становление и развитие познавательной мотивации в дополнительном образовании»
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация кружков и студий по интересам детей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов живопись, музыка, поэзия, наука. Занятия детей в различных кружках и студиях тоже своеобразные мостики. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Важное значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет оптимизировать внеклассную работу с детьми, максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая природосообразность и интерес каждого ученика. В процессе воспитания формируется потребность к самоизменению, а созданные условия и развивающая среда объединения способствуют максимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка, формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Поэтому педагогу ДО необходимо вводить в воспитательный процесс технологии по развитию личности ребенка, организовывать деятельность объединения так, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребенка, а для этого следует использовать в своей педагогической деятельности новые воспитательные технологии, технологии задачного подхода, внутреннего диалога, имитационных игр. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию, у ребенка появляются возможности свободно выражать свои творческие силы.
А Н АЛ И 3 работы объединения «Выжигание, выпиливание», первый год обучения, за учебный год В учебном году, как и ранее, в объединении работали две группы первого года обучения по 15 человек. Воспитанники групп освоили технику выжигания точками и линиями. Выжигать штрихами им нравится (смотреть у других), но не самим заниматься, ленятся, так как штриховка выжигателем дело непростое. Данная техника сложна по выполнению, требует твёрдой руки, определённых навыков работы, терпения, умения, а также очень качественных выжигателей, таковых в объединении не наблюдается уже несколько лет. По-прежнему дети выбирают тёмные цвета для окрашивания и яркие цвета для фона работы. Хочется отметить то, что значительно снизился процент помощи педагога воспитанникам в любом виде деятельности. Дети приобретают большую самостоятельность в выполнении разных видов работ: в окрашивании, отпиливании фанеры, выпиливании лобзиком. Это не значит, что в объединении отсутствует взаимопомощь, с этим проблем в объединении не существует: дети даже без напоминания педагога стремятся помочь друг другу. За период обучения, особенно к концу учебного года, воспитанники стали более терпимыми друг к другу, стало меньше мелких обид, бестолковых ссор, дети научились уступать. К Новому году дети активно украшали кабинет самодельными игрушками. В прошедшем учебном году 1 работа Тонких Ольги была представлена на областную выставку технического творчества «Удачи тульских подмастерьев», и получила грамоту ГОУ ДОД ТО «ОЦРТД и Ю» за творческие успехи по начальному моделированию. На районную выставку декоративно-прикладного творчества «Чудо рукотворное» представлена от групп первого года обучения 12 работ, что составляет 50 % от общего числа представленных работ - 24; участников - 7. Работы Тонких Ольги были оформлены персональной выставкой. В группах было оформлено 6 персональных выставок работ: Мирзоевой Хаялы, Бугловой Ангелины, Елизаровой Анастасии, Красноштановой Ирины, Токих Ольги, Самсоновой Кристины. Кроме того, систематически обновлялась сменяемая постоянно действующая выставка работ воспитанников «Если нравится тебе, то делай так!». Очень привлекает детей выпиливание, дающее большие возможности для творческой практической работы. Вещи, выполненные в технике выпиливания, вполне можно использовать и в быту, то есть они носят не только декоративный характер, но и прикладной. Конечно, выполнить что-то хорошее, качественное доступно воспитанникам второго года обучения. Большинство обучающихся не совсем научились контролировать свою работу, ещё не все понимают и видят свои недостатки. Этому и многому другому предстоит учиться на втором году обучения. Результативность обучения обеих групп отражена в таблице.
Исследовательская деятельность педагога Работа над темой по самообразованию. В сентябре 2009 года составлен план индивидуальной деятельности педагога над темой по самообразованию «Роль педагога дополнительного образования в формировании гражданско- патриотических качеств личности обучающихся». Работа над темой самообразования рассчитана на три года
п/п Мотив Кол-во детей Кол-во в % 1. Здесь мои друзья 1280% 2. Здесь организуются разные полезные дела 1173% 3. У нас хороший руководитель 1387% 4. Больше некуда было идти 747% 5. Здесь каждого уважают и ценят 1387% 6. Мы помогаем друг другу 1280% 7. Здесь не дают в обиду 1280% 8. Здесь интересно проводить свободное время 1387% 9. Здесь я могу многое узнать, многому научиться 1173% 10. Мне всё равно, в каком кружке быть 533% 11. Знания, приобретённые в кружке, пригодятся в моей будущей профессии 853% 12. Ещё какая-либо причина-- АНАЛИЗ мониторинга воспитанников объединения «Выжигание, выпиливание» по выявлению познавательной мотивации «Магазин успехов» сентябрь 2011 г. Общее количество опрошенных воспитанников: 15
п/п Мотив Кол-во детей Кол-во в % 1. Здесь мои друзья % 2. Здесь организуются разные полезные дела % 3. У нас хороший руководитель % 4. Больше некуда было идти 215% 5. Здесь каждого уважают и ценят % 6. Мы помогаем друг другу 1493% 7. Здесь не дают в обиду % 8. Здесь интересно проводить свободное время % 9. Здесь я могу многое узнать, многому научиться % 10. Мне всё равно, в каком кружке быть 215% 11. Знания, приобретённые в кружке, пригодятся в моей будущей профессии 1387% 12. Ещё какая-либо причина: здесь весело 16% АНАЛИЗ мониторинга воспитанников объединения «ШКОЛА ЭТИКЕТА» по выявлению познавательной мотивации «Магазин успехов» сентябрь 2010 г. Общее количество опрошенных воспитанников: 15
Анализ работы объединения «Школа этикета», 1-го года обучения, за учебный год В объединении «Школа этикета» в учебном году занятия проходили два раза в неделю: понедельник, четверг с до Программа 1-го года обучения выполнена в объёме 144 ч. По содержанию программа объединения «Школа этикета» выполнена полностью. В основном цели и задачи образовательной программы 1-го года обучения за прошедший год реализованы не все, так как не все обучающиеся хорошо усвоили умения и навыки рационального поведения и общей культуры. В объединении «Школа этикета» Итоговую индивидуальную аттестацию воспитанники прошли в виде проверочных работ. Воспитанники приобрели знания, умения и навыки правил этикета, поведения в общественных местах, на улице, в гостях, правил обращения с вещами; взаимоотношений друг с другом, в коллективе, со взрослыми. На занятиях 1-го года обучения воспитанники изготовляли открытки к различным праздникам и плакат «Ты и я с природой друзья». Хочется отметить наиболее заинтересованных, активных и показавших лучшие результаты в объединении «Школа этикета»: Буглова Ангелина, Виноградова Полина, Беликова Анастасия, Пономарёва Галина, Зиновьева Диана, Киршенин Влад, Савинкин Даниил, Ловцова Алина.
ПРОГРАММА проведения итоговой индивидуальной аттестации воспитанников объединения «Школа этикета» ЦЕЛЬ проведения итоговой аттестации: выявление уровня развития способностей воспитанников и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ. ФОРМЫ проведения итоговой аттестации в объединении «Школа этикета»: - проверочные работы - зачёты - ролевые игры - конкурсные программы - карточка успеха и другие формы. КРИТЕРИИ оценки проверочных работ по содержанию учебного курса программы: правильные ответы 8 – 10 (из 10) – отличные знания 5 – 7 (из 10) – средние 1 – 4 (из 10) – минимальные ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ для проверочных работ и зачётов воспитанников 1-го года обучения: - дайте определение понятию «этикет» - что такое «хорошие манеры» - кто такой доброжелательный человек - что такое дружба - что такое жесты - что такое мимика - что такое волшебные слова, перечислить их - кто такой воспитанный человек - кто привёз вилку в Россию - написать правила обращения с книгой. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ для проверочных работ и зачётов воспитанников 2-го года обучения: - что такое речевой этикет - написать слова-приветствия - слова-прощания - слова-просьбы - слова-извинения - ответы на извинения - слова благодарности - написать требования к внешнему виду - что такое личная гигиена - что такое комплимент - кто такой аккуратный человек - кто такой гостеприимный человек КРИТЕРИИ оценки проверочных работ по содержанию учебного курса программы: Правильные ответы 10 – 12 (из 12) – отличные знания 6 – 9 (из 12) – средние 1 – 5 (из 12) – минимальные НАГРАЖДЕНИЕ активных участников объединения Награждаются грамотами комитета образования наиболее активные участники объединения и показавшие хорошие результаты, что проверяется через участие в конкурсных программах, ролевых играх, проверочных работах. ОФОРМЛЕНИЕ результатов итоговой индивидуальной аттестации воспитанников. - Результаты итоговой индивидуальной аттестации воспитанников оформляются в виде протокола итоговой аттестации воспитанников объединения - Представить результаты итоговой индивидуальной аттестации воспитанников в методический кабинет Дома детского творчества в форме протокола до 31 мая.
п/п Критерии Стартовый контроль в % Промежу- точный контролль в % Итоговый контроль в % 1. Знания, умения, навыки обучающихся 1. Правила ТБ, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях 2. Требования к манерам 3. Правила поведения в обществе 4. Правила культуры общения 5. Об отрицательном влиянии вредных привычек 6. О лечебных свойствах растений 7. Историю Малой родины, её героев и талантливых земляков 2. Развитие личностных качеств обучающихся: воспитанность, развитие 1. Вежливость в обращении со взрослыми и детьми 2.Опрятный, аккуратный внешний вид 3. Умение слушать и слышать педагога и друг друга 4. Умение общаться в разновозрастном коллективе 5. Бережное отношение к природе 6. Умение разговаривать без словесного «мусора» 7. Умение вовремя самостоятельно прийти на помощь 9. Дисциплинированность 10. Наличие творческого потенциала 11. Доброжелательное и вежливое отношение к окружающим 12. Наличие устойчивой мотивации 13. Способность к творческой работе 14. Наличие навыков контроля и самоконтроля 15. Умение объективно оценивать себя и свои работы 16. Любознательность 17. Адекватность 18. Исполнительность 19. Усидчивость 20. Эмоциональная устойчивость Средний результат: Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, игровые формы, конкурсы, викторины, беседы, праздники и другие формы Д И А Г Н О С Т И К А обучающихся объединения «Школа этикета» Контроль знаний, умений, навыков в соответствии с дополнительной образовательной программой
п/п Критерии Стартовый контроль в % Проме жуточ ный кон тролль в % Итого вый кон тролль в % 1. Знания, умения, навыки обучающихся 1. Знание основ культуры труда, правил ТБ при работе с электровыжигателем, лобзиком, с лаками и красками, при обработке древесины 2. Знание устройства электровыжигателя, строения лобзика 3. Знание способов и видов выжигания 4. Умение приготовить краску для окрашивания фона работы, соблюдать границы рисунка при окрашивании 5. Умение отмерить фанеру нужного размера с помощью линейки. Умение пользоваться треугольником 6. Выполнение электровыжигателем ровной, непрерывной линии 7. Знание основ выпиливания: качество прямой, волнистой, ломаной линий 8. Умение выполнять внутренние выпиливания 9. Чистота, аккуратность, качество выполненной работы 10. Знание особенностей работы с белой краской 2. Развитие личностных качеств обучающихся: воспитанность, развитие 1. Вежливость в обращении со взрослыми и детьми 2. Опрятный, аккуратный внешний вид 3. Умение слушать и слышать педагога и друг друга 4. Отношение к дежурству по кабинету 5. Умение общаться в разновозрастном коллективе 6. Бережное, экономное отношение к материалам, инструментам, оборудованию кружка 7. Умение разговаривать без словесного «мусора» 8. Умение вовремя самостоятельно прийти на помощь 9. Дисциплинированность 10. Наличие творческого потенциала 11. Понимание необходимости доводить начатую работу до конечного результата 12. Наличие устойчивой мотивации 13. Способность к творческой работе 14. Наличие навыков контроля и самоконтроля 15. Умение объективно оценивать себя и свои работы 16. Любознательность 17. Адекватность 18. Исполнительность 19. Усидчивость 20. Эмоциональная устойчивость Средний результат: Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, игровые формы, конкурсы, викторины, выставки, беседы, праздники и другие формы Д И А Г Н О С Т И К А обучающихся объединения «Выжигание, выпиливание», 2010 – 2011 уч.г. Контроль знаний, умений, навыков в соответствии с дополнительной образовательной программой
Формы организации учебной деятельности Чтобы занятие доставляло радость детям и педагогу, необходимо: не просто давать занятие за занятием, а учить мыслить; обучение должно подталкивать, вести за собой развитие обучающегося, несколько опережать его, прокладывать ему дорогу; педагогу дополнительного образования необходимо создать у обучающегося положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий; сложность и новизна - основные причины интереса. Элемент новизны должен присутствовать на каждом занятии, не столь важно в какой он будет форме, пусть это будет просто вопрос: «Ребята, посмотрите вокруг себя очень внимательно и скажите: что у нас в кружке появилось нового? А что было всегда, но изменилось?» Развитию умственных и практических действий, бесспорно, содействует и стиль поведения самих занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества педагога и обучающихся, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. Необходимо, чтобы на занятиях объединения «Школа этикета» было интересно и радостно - это немаловажное условие результативности обучения. При построении процесса обучения в дополнительном образовании целесообразно использовать нестандартные формы обучения: занятие-лекция занятие-беседа занятие-викторина занятие-игра занятие-конкурс занятие-презентация занятие-инсценировка занятие-экскурсия Уставшие от сильной психологической нагрузки в школе, дети приходят в УДО отдыхать, разгружаться, менять вид деятельности. Одинаковые по структуре занятия снижают мотивацию, могут привести к потере интереса обучающегося, кроме того, разнообразие форм деятельности на занятии активизирует мыслительные способности обучающихся.
Методическая работа педагога Методическая работа педагога - это неотъемлемая часть работы педагога дополнительного образования. Требования к профессиональной культуре педагога разнообразны: это и педагогическая, и психологическая, и методическая, и исследовательская деятельность педагога. Методическая работа раскрывается в следующей деятельности: составление дополнительной образовательной программы разработка и проведение открытых занятий подготовка, проведение и оформление творческой недели педагога активное участие в семинаре «Школа совершенствования педагогического мастерства» самообразовательная деятельность педагога дополнительного образования участие в педагогических советах МОУ ДОД «Дом детского творчества», районных методических семинарах педагогов дополнительного образования, в районных методических объединениях. Современные требования к дополнительному образованию детей предполагают использование здоровьеcберегающих педагогических технологий, что связано не только со значительными физическими и эмоциональными изменениями современных детей, подростков, но и с новым укладом жизни подрастающего поколения. Что же необходимо сберегать? Физические и интеллектуальные силы, время, материальные затраты, здоровье детей, их эмоции. Одно из необходимых условий работы в дополнительном образовании - использование наглядно - методических пособий, которые входят в состав учебно-методического комплекса. Осуществлению методической работы помогает педагогическая периодика: журналы методического содержания, специальная литература. Используемые журналы: «Воспитание школьников» «Внешкольник» «Дополнительное образование и воспитание» «Классный руководитель» «Читаем, учимся, играем» и другие.
Диагностическая деятельность педагога дополнительного образования Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (обучающихся и педагогов, коллективов педагогических и детских) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи, одним словом, без диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности обучающихся. К методам педагогической диагностики относятся: наблюдение беседа тест анкета ролевая игра Диагностика проводится трижды в год: стартовая диагностика - в начале обучения; промежуточная – в середине учебного года (декабрь-январь) и итоговая - в конце года, что позволяет более эффективно определить уровень обученности, развития и воспитанности обучающихся. 7.1.,7.2. Ежегодно в конце года проводится итоговая индивидуальная аттестация обучающихся. Программа проведения итоговой аттестации обучающихся в объединении «Школа этикета» разработана и составлена по годам обучения. Протоколы проведения итоговой индивидуальной аттестации обучающихся хранятся в методическом кабинете. Протокол итоговой аттестации воспитанников за учебный год прилагается Ежегодно педагогом заполняется итоговая информационная карта о работе педагога дополнительного образования. Информационная карта за учебный год прилагается Ежегодно педагогом оформляется диагностическая карта работы педагога дополнительного образования. Диагностическая карта за учебный год прилагается. В начале учебного года среди обучающихся объединения «Школа этикета» проводится анкетирование по выявлению познавательной мотивации в форме «Магазин успехов». В анкетировании приняло участие 15 обучающихся объединения «Школа этикета». Анализ мониторинга обучающихся объединения по выявлению познавательной мотивации прилагается. Данные анкетирования показали, что ведущей, основной причиной посещения объединения является познавательная мотивация.
Реализация связи с другими направлениями деятельности и общешкольными предметами Дополнительная образовательная программа «Школа этикета» достаточно широко охватывает области воспитания обучающихся и служит целенаправленному воспитательному процессу, предполагающему определённую систему содержания, форм и методов. Образовательные области программы: окружающий мир (я и коллектив, я и мои друзья, обязанности, взаимоотношения с взрослыми и с детьми, конфликт и его разрешение, понятие о чувстве долга, ответственности и достоинства, «Культура общения и поведения в общественных местах (приложение 20), искусство (игра «Пять минут с искусством», посещение выставки «Чудо рукотворное»), русский язык (интонация речи, игры с использованием монолога, диалога и дискуссии), литература («Книга – друг и советчик», «Русская народная сказка. Главные её герои. Добро и зло.», чтение легенд, преданий, сказок, разбор сказок, чтение «полезных» стихотворений и поучительных рассказов (советы наоборот Г. Остера, А. Барто «Весенняя прогулка», «Любочка», «Я лишний» С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Вырванный лист»), история (знакомство с историей народного календаря, русскими обрядами, «Путешествие в королевство столовых приборов»), культурология (введение понятия «этикет», «мимика», «жесты», коммуникативные игры «Вежливые и волшебные слова», «Комплименты»), этика ( ты и вещи, культура проявления и выражения чувств, одежда и причёска, как форма выражения отношения, правила ухода за одеждой и обувью ), эстетика (основы кулинарии, уход за домашними цветами, сервировка стола, правила составления букета), валеология ( «Мы и природа», «Наши четвероногие друзья», викторина «Зелёная аптека», конкурс «Знатоки природы», ролевая игра «Советы доктора Кролика», инсценировка «Вредные привычки»), технология (изготовление поздравительных открыток ко Дню учителя, Новому году, Дню Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, Пасхе ), правила дорожного движения («Правила дорожные – друзья надёжные», «День зелёного огонька»). Кроме того, данная программа неразрывно связана с таким важным школьным предметом, как основы безопасности жизнедеятельности, что на современном этапе развития нашего общества является чрезвычайно важным для сохранения здоровья детей.
«Дар маленького зёрнышка», открытое занятие, октябрь 2010 г.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Путешествие в королевство столовых приборов», НОЯБРЬ 2010 Г.