Формы проведения итоговой аттестации учащихся в детском объединении
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся
Для обучающихся младшего школьного возраста Беседа. Викторина. Игра. Интеллектуальная игра. Конкурс. Контрольная работа. Концерт. Кроссворд. Олимпиада. Путешествие. Сдача спортивных и туристских нормативов. Соревнование. Тестирование
Для обучающихся старшего и среднего школьного возраста Кроссворд. «Мозговой штурм». Олимпиада. Собеседование. Соревнование. Сдача спортивных и туристских нормативов. Тематический альбом. Тестирование (тест различения, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа) Экзамен Итоговое занятие Наблюдение Полевая практика Зачетный поход. Аукцион знаний. Выставочный просмотр. Выпускной ринг. Доклад. Диспут. Интеллектуальная игра. Зачет. Создание и защита проектов. Написание и защита реферата. Конкурс творческих работ. Консультация «Тридцать вопросов к педагогу». Контрольная работа. Концерт. Конференция.
Выставка Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
Зачет Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов
«5 х 5» «Крестики-нолики» «Брейн-ринг» «Диалог» Игры
Конкурс творческих работ Форма итогового (иногда текущего) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводится по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Кроссворд Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная с числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина. Значения слов лучше смотреть в словарях, энциклопедиях.
Реферат Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора.
Работа над рефератом включает: 1. Наработку теоретического материала по схеме: Название Развернутый план Изложение темы Библиография Приложение 2. Разработка авторского изделия 3. Практическое выполнение
Творческий отчет Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Тест Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса.
Общий план создания теста: Определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста Подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений, навыков Экспериментальная проверка теста. Составляя тест необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа
Итоговое занятие Может проводиться в форме: письменного контроля устного контроля практического контроля комплексного контроля