Урок развития речи ТЕКСТ
Цель урока ЗНАТЬ: Основные признаки понятия ТЕКСТ Основные признаки понятия ТЕКСТ ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ: строить текст строить текст отличать текст от отдельных предложений отличать текст от отдельных предложений сравнивать тексты по теме и основной мысли высказывания сравнивать тексты по теме и основной мысли высказывания
Сравните записи За одну ночь все в природе изменилось. Ученик объяснил решение задачи у доски. Холодный северный ветер в старину называли бореем. За одну ночь все в природе изменилось. Ученик объяснил решение задачи у доски. Холодный северный ветер в старину называли бореем. Поздняя осень. Выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поседел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багряные листья. Поздняя осень. Выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поседел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багряные листья.
Вопросы к заданию Можно ли первую запись назвать текстом? Почему? Можно ли первую запись назвать текстом? Почему? А вторую запись? Почему? Докажите, что перед вами текст. А вторую запись? Почему? Докажите, что перед вами текст. Определите о чем он? Определите о чем он? Сделайте вывод о том, что такое текст. Сравните свое определение по учебнику. Сделайте вывод о том, что такое текст. Сравните свое определение по учебнику. Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте. Объясните правописание выделенных орфограмм в тексте.
Работа с учебником Прочитать материал упр. 64 Прочитать материал упр. 64 Почему его нельзя назвать текстом? Почему его нельзя назвать текстом? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать? Что для этого нужно сделать? Составьте текст (устно). Составьте текст (устно).
Способы связи предложений в тексте Существует ряд способов соединения предложений в тесте. Существует ряд способов соединения предложений в тесте. Найдите эти средства связи в тексте упр. 65. Найдите эти средства связи в тексте упр. 65. Повторы слов Замена имен существительных местоимением Замена словами, близкими по значению
Сравните тексты Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хорошо! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце. Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хорошо! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце. (По Г.Скребицкому) (По Г.Скребицкому) Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников. Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников. (По Н.Осипову) (По Н.Осипову)
В чем отличие текстов по содержанию? В чем отличие текстов по содержанию? Отличаются ли они темой высказывания? Отличаются ли они темой высказывания? Тема – это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем. Назовите средства связи предложений в тексте. Назовите средства связи предложений в тексте.
Домашнее задание Упражнение 66 на с. 26 Упражнение 66 на с. 26 Подготовиться к изложению по тексту упражнения Подготовиться к изложению по тексту упражнения Подобрать синонимы к словам идти, смотреть, бегать, прятаться Подобрать синонимы к словам идти, смотреть, бегать, прятаться