Школа молодого специалиста Занятие 1 Письменные работы на уроках математики Информация подготовлена учителем математики Котовой Т.В. Школа – интернат 4
Виды письменных работ: самостоятельная работа; математический диктант ; тест; тематическая контрольная работа; итоговая контрольная работа; тренажер; практическая работа.
Проведение письменных работ Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый день после праздника, в понедельник. Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.
Одним из критериев при проведении любой письменной работы является то, чтобы учащиеся видели чёткое разграничение между разными уровнями в заданиях. Это необходимо как для того, чтобы учащиеся смогли сами для себя определить уровень своих возможных результатов, так и для последующего анализа выполнения работы проверяющими.
Контрольная работа Тематическая контрольная работа. Итоговая контрольная работа. Проверочная контрольная работа.
Контрольная работа. Если контрольная работа рассчитана на два урока, то рекомендуется проводить её на втором-третьем уроках; если на один урок – то на втором уроке. Самым продуктивным днём, по наблюдениям психологов, считается вторник.
Контрольная работа Проводится в письменной форме: - на целый урок; - на минут. Кроме обязательной части можно включать и задания повышенной сложности ( не обязательные).
Виды самостоятельных работ на уроках математики работы, организуемые с целью изучения нового материала; работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний; работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; обобщающие самостоятельные работы; проверочные самостоятельные работы.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу - наличие цели самостоятельной работы; - наличие конкретного задания; -чёткое определение формы выражения результата самостоятельной работы; -обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводится. решение заданий по образцу; опережающие домашние задания; выполнение заданий по алгоритму; типовые расчеты; решение экзаменационных вариантов; составление алгоритмов для типовых заданий; составление и решение самостоятельно составленных заданий; выполнение расчетно-графических работ; составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала; составление теста и эталона к нему; ответы на контрольные вопросы; составление или решение математического кроссворда на математические понятия, определения и т.п.; творческие работы (реферат, доклад, сообщение, сочинение); изготовление геометрических фигур; разработка проекта, включающего элементы самостоятельного исследования и направленного на поиск новых методов решения поставленных задач.
Формы организации самостоятельных работ – индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с заданиями, соответствующими его учебным возможностям, здесь учитывается личностно – ориентированный подход в обучении; – фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником; – групповые, обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.
На различных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей: на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий и теорем ; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку правильности выполняемых действий ; на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку быстроты выполняемых действий.
Недостатки в организации самостоятельной работы: Завышение объема самостоятельной работы. Не выдерживается принцип «от простого к сложному».
При составлении заданий необходимо: придерживаться принципа «от простого к сложному»; упражнения, следующие одно за другим, подбирать так, чтобы предыдущее задание помогало выполнять последующее, последующее – готовило к воспроизведению новых знаний и закрепляло предыдущее.
В результате систематического и целенаправленного проведения различных видов самостоятельных работ, ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.