« Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика». Презентация к уроку литературы в 8 классе Соболевой Т.С.
Цели и задачи урока: - познакомиться с основными этапами жизни Ивана Алексеевича Бунина-великого русского писателя; -закрепить умение работать с художественной и справочной литературой; -развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; - совершенствовать навыки монологического высказывания.
*** Иван Алексеевич Бунин ( ) Иван Алексеевич Бунин ( )
Биография Ива́н Алексе́евич Бу́нин Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж, Российская империя 8 ноября 1953, Париж, Четвёртая французская республика) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. (10 (22) октября 1870, Воронеж, Российская империя 8 ноября 1953, Париж, Четвёртая французская республика) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Родители писателя
Биография Отец Алексей Николаевич Бунин ( ), в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя ( ), мать Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова; ). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. Отец Алексей Николаевич Бунин ( ), в молодости был офицером, участвовал в обороне Севастополя ( ), мать Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова; ). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
Елецкая гимназия
Юлий и Иван Бунины
Биография В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 дебют в печати. В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892). В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 дебют в печати. В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).
Творчество Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901); Пушкинская премия). Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901); Пушкинская премия) лично познакомился с А. П. Чеховым, до этого переписывались лично познакомился с А. П. Чеховым, до этого переписывались. В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На Чайке», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, 21, 1 ноября). В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На Чайке», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, 21, 1 ноября). В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни, дочерью революционера-народника Цакни Николая Петровича. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). С 1906 года Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в 1922 году) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С. А. Муромцева, председателя Государственной думы Российской империи 1-го созыва. В 1899 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни, дочерью революционера-народника Цакни Николая Петровича. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). С 1906 года Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в 1922 году) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С. А. Муромцева, председателя Государственной думы Российской империи 1-го созыва. В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).
Семья И.А.Бунина Анна Николаевна Цакни Коленька (сынок) …
Личная жизнь писателя Иван Бунин и Варвара Пащенко Иван Бунин и Вера Муромцева
Творчество В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900). Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900). Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911). Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911). Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан- Франциско», 1915). Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан- Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни»[3] (1918, опубликована в 1925). Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни»[3] (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»[4] (1930) воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»[4] (1930) воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь»[5], 1924, сборнике рассказов «Тёмные аллеи»[6], 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы. Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь»[5], 1924, сборнике рассказов «Тёмные аллеи»[6], 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы. Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой. Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.
Эмиграция Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт- Петербургской академии наук по разряду изящной словесности[7]. Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт- Петербургской академии наук по разряду изящной словесности[7]. Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе и переживает там все ужасы большевизма. Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе и переживает там все ужасы большевизма. Приветствует взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарит прибывшего 7 октября в город генерала А. И. Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ (пропагандистско- информационный орган) при В. С. Ю. Р.(вооружённые силы Юга России.) В феврале 1920 при подходе большевиков покидает Россию. Эмигрирует во Францию. В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам. Приветствует взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарит прибывшего 7 октября в город генерала А. И. Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ (пропагандистско- информационный орган) при В. С. Ю. Р.(вооружённые силы Юга России.) В феврале 1920 при подходе большевиков покидает Россию. Эмигрирует во Францию. В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам.
Эмиграция В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями националистического и монархического направления, регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции»[8]. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году. В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями националистического и монархического направления, регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции»[8]. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году. Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент Приморские Альпы). Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент Приморские Альпы). Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь»[5] (1924), «Солнечный удар»[9] (1925), «Дело корнета Елагина»[10] (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева»[4] ( , 1933) и цикл рассказов «Тёмные аллеи» ( ). Эти произведения стали новым словом и в буинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы». В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь»[5] (1924), «Солнечный удар»[9] (1925), «Дело корнета Елагина»[10] (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева»[4] ( , 1933) и цикл рассказов «Тёмные аллеи» ( ). Эти произведения стали новым словом и в буинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».
Нобелевская премия Роман "Жизнь Арсеньева" получил в 1933 Нобелевскую премию "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер"
Последние годы жизни По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение».[11] Похоронен на кладбище Сент- Женевьев-де-Буа во Франции. По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение».[11] Похоронен на кладбище Сент- Женевьев-де-Буа во Франции. В гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года наиболее издаваемый[12] в СССР писатель первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников). В гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года наиболее издаваемый[12] в СССР писатель первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников). Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки. Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки.
Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже.
Тема любви в творчестве И.А.Бунина Иван Алексеевич Бунин – великолепный мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Иван Алексеевич Бунин – великолепный мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Ключевой темой в его творчестве стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Ключевой темой в его творчестве стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской. Бунинский подход к описанию этого чувства Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти.
*** Для Бунина любовь - особое слияние духа и плоти, потому и герои его испытывают земную радость, загадочное влечение друг к другу, в их душах пробуждается возвышенное единственно человеческое чувство, так свойственное молодости. Любовь и существование без любви – два Для Бунина любовь - особое слияние духа и плоти, потому и герои его испытывают земную радость, загадочное влечение друг к другу, в их душах пробуждается возвышенное единственно человеческое чувство, так свойственное молодости. Любовь и существование без любви – два абсолютно противоположные состояния, а жизнь без любви теряет всякий смысл. Многие герои Бунина понимают это с опозданием, не ценят счастья, тем самым подтверждая слова Ивана Алексеевича о том, что счастье мы только вспоминаем. абсолютно противоположные состояния, а жизнь без любви теряет всякий смысл. Многие герои Бунина понимают это с опозданием, не ценят счастья, тем самым подтверждая слова Ивана Алексеевича о том, что счастье мы только вспоминаем.
*** Ни одна любовная история в изложении И. А. Бунина не похожа на другую. В разных рассказах писатель смог передать многогранность любви, её разноликость. Она может быть и затаённым, сокровенным чувством, о котором не догадывается никто; и превратиться в Ни одна любовная история в изложении И. А. Бунина не похожа на другую. В разных рассказах писатель смог передать многогранность любви, её разноликость. Она может быть и затаённым, сокровенным чувством, о котором не догадывается никто; и превратиться в месть; может стать песней лебединой верности, наваждением, сродни солнечному удару, потрясением на всю жизнь, обидой, тоской по утраченному счастью, светлой горечью о несбывшейся мечте или затмить для кого-то возможность быть счастливым с другим. месть; может стать песней лебединой верности, наваждением, сродни солнечному удару, потрясением на всю жизнь, обидой, тоской по утраченному счастью, светлой горечью о несбывшейся мечте или затмить для кого-то возможность быть счастливым с другим. Каким бы ни был лик любви в рассказе И. А. Бунина, его герои обречены на одиночество, ведь любовь - это прежде всего страсть, а страсть не может длиться долго. Как только она угасает, исчезает чувство гармонии и счастья, остаётся лишь воспоминание о ярком, Каким бы ни был лик любви в рассказе И. А. Бунина, его герои обречены на одиночество, ведь любовь - это прежде всего страсть, а страсть не может длиться долго. Как только она угасает, исчезает чувство гармонии и счастья, остаётся лишь воспоминание о ярком, незабываемом времени. Нередко тема любви переплетается с темами ревности, измены, предательства, смерти. незабываемом времени. Нередко тема любви переплетается с темами ревности, измены, предательства, смерти.
Пейзаж в рассказе Бунина «Кавказ»
К рассказу Бунина «Кавказ»
Кавказское побережье
Гагры
Геленджик
Сочи
«Кавказ» Что же хотел сказать И. А. Бунин своим рассказом? Что же хотел сказать И. А. Бунин своим рассказом? Быть может, он хотел предупредить о том, что любовь-страсть всегда сопряжена с потерями, нравственными и физическими, именно этим она и запоминается, как яркая вспышка, короткая зарница счастья, такого прекрасного и такого Быть может, он хотел предупредить о том, что любовь-страсть всегда сопряжена с потерями, нравственными и физическими, именно этим она и запоминается, как яркая вспышка, короткая зарница счастья, такого прекрасного и такого быстротечного. быстротечного. Нужно ценить каждое мгновенье любви, именно к этому призывает Бунин. Нужно ценить каждое мгновенье любви, именно к этому призывает Бунин.
*** Каждый выбирает для себя Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский) (Ю. Левитанский)