Данилова Тамара Анатольевна учитель химии МОУ СОШ 2 Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
« Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь». Средневековые гуманисты.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки
сформировать у учащихся глубокие и прочные знания и определённые интеллектуальные умения
воспитывать познавательную активность в учении, достичь сознательности и самостоятельности в действиях.
Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. С.Л.Рубинштейн
Способы организации проблемного обучения Проблемное изложение Поисковая (эвристическая) беседа Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
Проблемное изложение Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний. Проблемное изложение урока по теме «Вода »
Эвристическая беседа Получение водорода
Классификация проблемных ситуаций по особенностям создания 1. Ситуации неожиданности 2. Ситуации конфликта 3. Ситуации опровержения 4. Ситуации предположения 5. Ситуация неопределенности 6. Ситуация выбора
Ученики сегодня – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель для них не вездесущий оракул, а партнёр по учебному процессу.