«Рынок труда и безработица» Автор: Суворова Светлана Ивановна, учитель географии и экономики МОУ СОШ с. Порез, Унинского района, Кировской области
Аннотация: Данная тема предполагается стандартами образования, рассчитана на 4 учебных часа. Теоретические вопросы, т.е. работа над проектом занимает 3 часа и 1 час включает презентацию проектов, выводы, оценку результата. Тема актуальна для учащихся старших классов, т.к. они стоят на ступени выбора профессии и должны уметь ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях. В ходе работы над проектом учащиеся получают базовые и дополнительные знания о рынке труда и существующих проблемах трудоустройства. Предлагаемая самостоятельная работа групп способствует развитию исследовательских навыков, навыков работы с дополнительной литературой, статистическими материалами, развивает коммуникативные навыки, умение делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей, способствует развитию навыков устной, письменной речи и публичного выступления на конференции во внеурочное время.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования комплексных знаний о современном состоянии рынка труда на основе личностно- ориентированного подхода в технологии проекта.
Методические задачи: Развивающая: Развивать умения анализировать статистические материалы, работать с дополнительной литературой, делать выводы, формировать первичные навыки оформления деловых бумаг. Воспитательная: Воспитывать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе Образовательная: Способствовать формированию знаний по теме «Рынок труда и безработица», о современных процессах происходящих в сфере трудоустройства.
Типология проекта Тип проекта: Исследовательский, практико-ориентированный. Межпредметный (география, экономика, выбор профессии) Характер координации: Непосредственный. Характер контактов: Внутришкольный
Подтемы: 1. Виды безработицы и причины их возникновения. 2. Рынок труда, качество трудовых ресурсов 3. Способы сокращения безработицы
Основополагающий вопрос: «У меня растут года, Будет мне 17. Где работать мне тогда? Чем заниматься?»
Проблемные вопросы: От чего зависит безработица, в каких регионах России и почему она достаточно высока? Экономически активное население. Какие профессии наиболее распространены в селе, районе, области? Кто чувствует себя уверенно на рынке труда?
Темы самостоятельных работ: 1. Безработица, ее виды и причины возникновения. 2. «Все работы хороши, Выбирай на вкус». 3. Способы преодоления безработицы как кризисного явления.
План работы группы: 1. Изучить страницы учебника (15-20), дополнительную литературу (по указанию учителя). 2. Разработать план реферата. 3. Согласно плана оформить реферат объемом 3 печатных листа с приложениями. 4. Представить реферат на конференции. *Под руководством учителя учащиеся 3 группы направляют свои исследования в районную газету.
Результат: Каждая группа готовит реферат по своей теме, который пополнит школьную методическую и информационную копилку по профориентационной работе. Конференция. Заметка в районную газету «Сельский труженик» о состоянии безработицы среди молодежи с. Порез
Используемая литература: География России 8 класс, А.И.Алексеев, Дрофа, Хозяйство Кировской области. Под редакцией Г.М.Алалыкиной. Киров,1997
Материалы к проекту. Визитная карточка проекта Презентация учащихся: «Все работы хороши, выбирай на вкус» Презентация учащихся: «Все работы хороши, выбирай на вкус» Диаграмма Веб-сайт Объявления Буклет Критерии оценки Открытка
Суворова Светлана Ивановна, учитель географии и экономики МОУ СОШ с. Порез, Унинского района, Кировской области.