«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты
«Без стремления к научной работе учитель … попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» Фридрих Дистервег
Педагогические исследования Исследование в педагогике - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах. Исследование в педагогике - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах. Исследование преследует две цели: 1. Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов. Нельзя полагать, что выводы, сделанные на основе теоретических исследований, будут окончательными. 2. Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных - это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов. Фундаментальные педагогические исследования Фундаментальные педагогические исследования Прикладные педагогические исследования Прикладные педагогические исследования
Научный аппарат исследования Формулирование проблемы (на основе имеющихся противоречий ) Формулирование проблемы (на основе имеющихся противоречий ) Проблема исследования - это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Проблема исследования - это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Проблема исследования должна быть актуальной Проблема исследования должна быть актуальной Тема исследования Тема исследования Тема - визитная карточка исследования, отражает процесс движения от известного к новому. Тема - визитная карточка исследования, отражает процесс движения от известного к новому. Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект - педагогическое пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование (изучение). Объект - педагогическое пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование (изучение). Предмет - обозначает тот аспект объекта исследования, относительно которого будет получено новое знание. Предмет - обозначает тот аспект объекта исследования, относительно которого будет получено новое знание. Цель исследования Цель исследования Цель - это представление автора о будущем результате Цель - это представление автора о будущем результате Гипотеза Гипотеза Научная гипотеза это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки. Научная гипотеза это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки. Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования конкретизируют его цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование. Задачи исследования конкретизируют его цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование.
Методы исследования Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания Педагогический эксперимент Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Этапы эксперимента: 1. Теоретическое осмысление проблемы 2. Изучение практики 3. Подготовка эксперимента 4. Проведение эксперимента 5. Обобщение результатов исследования
План исследовательской работы План эксперимента - это проект исследовательской работы, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других. План эксперимента - это проект исследовательской работы, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других. При планировании педагогического эксперимента экспериментатор должен определить: количество и категории учащихся, включенных в эксперимент; количество и категории учащихся, включенных в эксперимент; критерии отбора экспериментальных групп; критерии отбора экспериментальных групп; этапы проведения эксперимента; этапы проведения эксперимента; выделение и уточнение ресурсов эксперимента (кадровых, информационных, материальных). выделение и уточнение ресурсов эксперимента (кадровых, информационных, материальных). Необходимо также предусмотреть критерии оценки достоверности полученных результатов и правильную интерпретацию. Необходимо также предусмотреть критерии оценки достоверности полученных результатов и правильную интерпретацию.
Примерный план экспериментальной работы в образовательном учреждении цель эксперимента; цель эксперимента; задачи эксперимента (в полном объеме); задачи эксперимента (в полном объеме); команда, ведущая разработку и мониторинг эксперимента; команда, ведущая разработку и мониторинг эксперимента; педагоги, ведущие эксперимент по конкретным его направлениям; педагоги, ведущие эксперимент по конкретным его направлениям; группы, принимающие участие в эксперименте; группы, принимающие участие в эксперименте; время проведения эксперимента (учебный год и т.п.); время проведения эксперимента (учебный год и т.п.); где будет проводиться эксперимент; где будет проводиться эксперимент; задействованные ресурсы: кадровые; информационные; материальные; задействованные ресурсы: кадровые; информационные; материальные; планируемое качество результатов; планируемое качество результатов; анализ актуальных и отсроченных негативных и позитивных последствий эксперимента; оценка возможных рисков. анализ актуальных и отсроченных негативных и позитивных последствий эксперимента; оценка возможных рисков.