СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОПТИМАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Виды одаренности учащихся. 2. Особенности проявления детской одаренности в познавательной и психосоциальной сфере. 3. Проблемы социализации одаренных школьников.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Различные подходы к классификации видов одаренности А.М. Матюшкин выделяет один вид одаренности – творческую одаренность, «поскольку, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности». Д.Б. Богоявленская отмечает, что творческая одаренность не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, она не является отдельной модальностью, а характерна для любого вида труда.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Н.С. Лейтес, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич и др. предлагают различать одаренность : ПО ШИРОТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ: 1. Общая ( за что ни возьмется – все у него/ нее получается). 2.Специальная
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 1. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности Важнейший аспект общей одаренности – умственная активность и саморегуляция. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 1. Общая одаренность (пример) Выдающиеся люди, которые достигали вершин одновременно в самых разных областях: - Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; - М.В. Ломоносов был выдающимся ученым, поэтом, художником; - А.С.Пушкин писал стихи и прозу, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 2. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение): -художественная; -социальная; -спортивная и др.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 2. Специальная одаренность. Художественная одаренность – подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эта одаренность поддерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях. Одна из серьезных проблем, как отмечает Н.С. Лейтес, состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности, т.к. дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало времени и возможностей для успешной учебы, они нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 2. Специальная одаренность. Социальная (лидерская ) одаренность выступает как предпосылка высокой успешности во многих областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Социальная одаренность охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности 2. Специальная одаренность. Социальная одаренность. Характерные черты, присущие людям с социальной одаренностью: физическая привлекательность; аккуратность во внешнем виде; занятость в различных общественных мероприятиях, куда они вносят положительный вклад; их поведение носит открытый характер; они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту; они стимулируют продуктивное поведение других; они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они энергичны и др.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ТИПУ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -академическая; -интеллектуальная; -творческая; - психомоторная; -социальная (лидерская); -художественная и др.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ТИПУ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Академическая одаренность – проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения (н., в математике), и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ТИПУ ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ИНТЕНСИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ – одаренные; - высокоодаренные; - исключительно или особо одаренные (таланты или вундеркинды).
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ТЕМПУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -одаренные дети с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЯВЛЕНИЯ - стабильная; - проходящая (возрастная).
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ЛИЧНОСТНЫМ, ГЕНДЕРНЫМ (СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫМ) И ИНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности ПО ВИДУ ПРОЯВЛЕНИЯ - явная; -скрытая (непроявившаяся).
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности В зависимости от видов (форм) проявления Н.С. Лейтес выделяет следующие виды одаренности: 1.актуальная; 2.потенциальная; 3.скрытая.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, проявляющимися в более высоком уровне выполнения деятельности (талантливый ребенок).
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психологические предпосылки (потенциал) для высокой успешности, но не может реализовать их в данный период времени ввиду их недостаточной развитости.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. Существование потенциальной одаренности позволяет «к любому ребенку относиться с надеждой и ожиданием, так как в самом незаметном ученике могут таиться еще не раскрытые черты одаренности» ( Н.С.Лейтес, 2000).
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Скрытая одаренность –это одаренность, которая проявляется у ребенка недостаточно. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ. Различные подходы к классификации видов одаренности Панов В.И. считает, что целесообразно дифференцировать следующие две группы: - к первой группе принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; - во вторую группу входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (диссинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов (н., ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.д.) Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети.
Особенности проявления детской одаренности в познавательной и психосоциальной сфере. Особенности познавательного развития Любознательность Сверхчувствительность к проблемам Надситуативная активность Высокий уровень развития логического мышления Повышенный интерес к дивергентным задачам
Особенности проявления детской одаренности в познавательной и психосоциальной сфере. Особенности познавательного развития Оригинальность мышления Гибкость мышления Легкость генерирования идей Легкость ассоциирования Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Особенности склонностей и интересов
Особенности проявления детской одаренности в познавательной и психосоциальной сфере. Особенности психосоциального развития Стремление к самоактуализации Перфекционизм Самостоятельность Социальная автономность Эгоцентризм Лидерство Соревновательность Особенности эмоционального развития Юмор
Проблемы социализации одаренного ребенка Проблемность одаренного ребенка в развитии познавательной сферы его психики (сознания), которая определяется в разных случаях несоответствием: - между опережающим уровнем его познавательного развития и уровнем учебных программ и методов обучения; - темпа работы одаренного ученика (слишком быстрый или слишком медленный) по сравнению с другими учащимися того же класса (возраста); - между высокой познавательной активностью и возможным низким уровнем (вплоть до отсутствия и боязни) творческой активности;
Проблемы социализации одаренного ребенка Проблемность в личностном развитии одаренных детей, которая может определяться: - неравномерностью в развитии познавательной, личностной и других сфер психики ( как правило, эмоциональная, социальная и физическая сферы не поспевают за таким бурным развитием), в частности, опять же в разных случаях; - завышенной или заниженной самооценкой; - тем, что мотивированность к обучению у одаренных детей имеет не столько социальную (страх перед плохой оценкой или карьерные амбиции), сколько присущую им по природе одаренности ненасыщаемую познавательную активность;
Проблемы социализации одаренного ребенка Проблемность в личностном развитии одаренных детей, которая может определяться: -низким уровнем развития произвольной саморегуляции своих эмоциональных состояний и поведения и, как следствие, неумением преодолевать трудности, неприятием социальных норм поведения в реальных условиях школьного и общего социума; - невключенностью в детское сообщество одноклассников; - конфликтностью в общении со сверстниками и взрослыми (учителями и родителями).
Проблемы социализации одаренного ребенка ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ, ПРОБЛЕМЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Н.Б. Шумакова