Сущность воспитательного потенциала семьи
Воспитательный потенциал семьи это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть не только реальные, проявившиеся уже возможности семейного воспитания, но и увидеть их потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи.
Воспитательный потенциал семьи совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.
Структура ВПС
Структура воспитательного потенциала семьи Биологический блок Наследственность, тип нервной деятельности, задатки и т.п. Экономический блок уровень доходов; жилищно-бытовые условия; другие материальные блага необходимые для жизнедеятельности семьи Социальный блок принадлежность к определенной этнической группе, социальный статус родителей, их образование, профессия, культурный и духовный уровень Организационный блок структура семьи (полная или неполная семья, однодетная или многодетная, одно поколенная или многопоколенная и т.п.) Психолого- педагогический блок психолого-педагогическая культура родителей, уровень знаний и умений для эффективной реализации воспитательной функции семьи Нравственно- ценностный блок уровень соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения; наличие духовно-нравственных социально- значимых целей; направленность семейного воспитания Коммуникативный блок характер внутрисемейных отношений (супружеских, детских, детско-родительских), а также система взаимоотношений с социумом (друзьями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга и т.д.)
Компоненты воспитательного потенциала семьи 1. Аксиологический (характеризуется через нравственную направленность и ценностные ориентации семьи) 2. Компетентностный (характеризуется через педагогическую компетентность родителей, социальную компетентность детей) 3. Эмоциональный (характеризуется стилем взаимоотношений в семье)
Компоненты воспитательного потенциала семьи 4. Организационно-деятельностный (характеризуется через уровень, степень самоорганизации семьи – как деятельности направленной на решение проблем средствами самой семьи) Социально-педагогическая самоорганизация семьи – это деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главное, усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения. (Прокофьева М.М)
Самоорганизация семьи В игровой деятельности (игры по инициативе детей, игры по инициативе родителей; настольные, интеллектуальные, спортивные, народные и др.) В познавательной деятельности (подготовка домашних заданий, совместное чтение книг, совместное увлечение хобби, совместные занятия) В бытовой и трудовой деятельности (самообслуживание, художественно-бытовой труд, природный труд) В культурно-досуговой деятельности (посещение культурных учреждений, прогулки и экскурсии, семейные праздники, музицирование)