Основная общеобразовательная программа основного общего образования: система оценки планируемых результатов Фаязова Альфия Фаритовна, зам. директора, к.п.н.
Ответить на рефлексивные вопросы Вами осмыслена специфика образовательного процесса в школе? В школе разработана модель введения ФГОС (НОО/ООО)? Вами написана пояснительная записка? Вами осмыслены планируемые результаты освоения ООП? Вами написан раздел ООП «Планируемые результаты»?
План семинара 1. Рефлексивное подведение итогов апробационной деятельности. 2. Выявить компонентный состав системы оценки планируемых результатов ООП НОО/ООО и представить в виде модели (схематической, табличной). 3. Выявить противоречия между имеющейся системой оценки результатов учреждения и новой моделью. 4. Определить место системы оценки результатов апробационной деятельности и полученной моделью. 5. Предположить возможные формы и методы оценки в рамках разработанной модели.
Ожидаемые результаты семинара Модель системы оценивания планируемых результатов ООП НОО/ООО. Представление об особенностях организации системы отслеживания результатов в переходный период введения стандартов. Выявление возможных форм и методов оценивания планируемых результатов ООП НОО/ООО. Определение первых пошаговых действий по реализации модели оценивания.
Структура и содержание оценки Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом системой оценки, с другой. Рассмотрим с выделенных позиций особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, обратив особое внимание на описание объекта, особенностей содержания и процедур их оценки.
Оценка личностных результатов Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; систему психолого педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Оценка метапредметных результатов Под мета предметными результатами понимаются универсальные способы деятельности познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,включая планирование, контроль и коррекцию. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий
Оценка предметных результатов Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; смыслообразование поиск и установление личностного смысла (т. е.«значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов; морально этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.
Критерии оценки планируемых результатов В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый. Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Система оценки достижения планируемых результатов НОО (п.19.9)ООО (18.1.3) 1) Должна закреплять основ. направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) Ориентировать образ. процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание, достижение план. результатов освоения содержания учеб. предметов и формирования УУД; 3) Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4) Предусматривать итоговую оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деят-ти ОУ; 4) Обеспечивать оценку динамики индивид. достижений обучающихся в процессе освоения ООП;
Система оценки достижения планируемых результатов НОО (п.19.9)ООО (18.1.3) 5) Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. 5) Позволять исп. результаты итоговой оценки выпускников как основы оценки деят-ти ОУ и сист. образования разного уровня. В процессе оценки достижений планируемых результатов духовно-нравст. развития, освоения ООП должны использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизирован. письменные и устные работы, проекты, практ. работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.); Должна включать описание организации и содержание гос. (итоговой) аттестации обуч-ся, промежуточную аттестацию обуч.-ся в рамках урочной и внеурочной деят-ти, итоговую оценку по предметам, не выносимым на гос. аттестацию обуч.-ся, и оценку проектной деят- ти обуч.-ся.
Система оценки результатов должна: (пункт 19.9; ) 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата - духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), - формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), - освоения содержания учебных предметов (предметные результаты); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в регион.и федеральной сист. образ-я.
Система оценки результатов должна: 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки. В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Вопросы для осмысления Какие нужны новые формы и методы оценки? Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)? Какими должны быть границы применения системы оценки? Какой опыт нам поможет?
Этапы мониторинга 1 этап – подготовительный. Постановка цели, определение объекта, определение направлений и отбор критериев, выбор инструментария 2 этап – практический. Сбор информации. 3 этап – аналитический. Обработка полученной информации, систематизация информации, анализ данных, 4 этап –заключительный. Выводы, разработка рекомендаций.
Результаты освоения ООП ООО
Требования к личностным результатам Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, Системы значимых социальных и межличностных отношений, Ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, Социальные компетенции, правосознание, Способность ставить цели и строить жизненные планы, Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Требования к метапредметным результатам Освоенные межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные коммуникативные), Способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, сотрудничества, Построение индивидуальной образовательной траектории;
Требования к предметным результатам Освоенные специфические умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, Типах и видах отношений, Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Мониторинг как система деятельности Крите- рии Пока- затели Метод, методик и диагностики Время проведения Ответ- ствен- ные Форма представления результатов