Тайны частицы НЕ (урок-практикум). Все тайное всегда становится явным…
План урока. Проверка домашнего задания. Целеполагание Работа по подготовке к устному ответу. Знакомство с планом построения ответа. Самостоятельная работа в группах по теме урока. Тестирование по теме. Итог урока и инструктаж по выполнению домашнего задания.
На какие группы делятся все части речи в русском языке? СамостоятельныеСлужебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Предлог Союз Частица Местоимение
Глядя на текст, докажите, что важно знать части речи при определении правописания. (Не)большой человечек, (не)бежавший, а прыгающий, (не)ловко перебрался через дорогу и остановился у столба (не)двигаясь.
Как определить правописание частицы НЕ со словами? Чтобы определить правописание НЕ со словом, необходимо определить какой частью речи оно является, а затем переходить к соответствующей орфограмме.
Если вы даете развернутый ответ на уроке, от чего будет зависеть успешность ответа? От четкости, логичности, доказательности, т.е. от правильности выбранного типа речи (описание, рассуждение). Какой тип речи использован в данных конструкциях? (Чтобы сделать полки для книг, надо… Языкознание называется так потому, что…) Какой тип речи вы будете использовать при изложении своего материала? Рассуждение (тезис- аргумент-вывод).
1.Просмотреть орфограммы связанные с правописанием НЕ Первая группа- с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями; вторая группа – с глаголом, числительным, деепричастием, причастием Форзацы учебника, параграфы 24, 32, 48 учебника. 2. Просмотреть таблицы, алгоритмы Учебник русского языка 5, 6, 7 класс; Справочник «Правила русского языка», таблицы Русский язык: орфография. 3 Составить сводную таблицу по данным частям речи В две колонки НЕ- СЛИТНО, НЕ- РАЗДЕЛЬНО. 4. Подтвердить примерами Русский язык:тесты:Части1,2; Учебник литературы. 5.Составить алгоритм действий при выборе правильного написания. Таблицы «Русский язык: орфография».
Оцениваем работу. Работа группы (по ответам у доски оценивает группа-оппонент). Работа каждого внутри группы (оценивается главным консультантом по степени участия в общей работе). Качество приводимых примеров. Тестирование
Оцениваем работу группы. Общее впечатление от ответа Полнота и глубина изложенного материала Логичность, последовательность, убедительность ответа и доказательность выдвигаемых положений. Соответствие стилю, правильность речевого оформления, выразительность речи. Замечания, дополнения.
Применяем алгоритм на практике. Индивидуальные задания. Работа у доски. Тестирование
Ответы на задания теста. Вариант 1. 1.C, E 2.C, e 3.C, d 4.C, h 5.c Вариант 2 1.E 2.A 3.A, b, c 4.C, e, f, h 5.d
Результаты тестирования. Оценка «отлично» - за пять выполненных заданий; Оценка «хорошо» - за пять заданий с недочётами или четыре верно выполненные задания. Оценка «удовлетворительно» - за четыре с недочётами или три правильных.
Домашнее задание. Оценка «отлично» - подготовить диктовку с примерами по теме урока (10 – 15 примеров). Оценка «хорошо» - повторить орфограммы на которые были допущены ошибки, выполнить упражнение 194. Оценка «удовлетворительно» - повторить орфограммы, о которых говорилось на уроке, выполнить упражнения 194, 196.