Структурированное обучение Педагог - психолог ГОБОУ ЦПМСС Джаврук А. Д.
Структурированное обучение – это один из аспектов системы обучения и воспитания, используемой в работе с детьми с аутизмом и с расстройствами коммуникационной сферы (TEACCH – Treatment and education of autistic and related communication- handicapped children), которая была разработана в Северной Каролине, США.
Пример класса, организованного по принципам структурированного обучения, включая деление на разные зоны и визуальную поддержку.
помочь ребенку адаптироваться к новой социальной среде, выработать навыки общения, научить новым способам взаимодействия с другими детьми, взрослыми ; развить умения замечать и реагировать на внешние изменения среды ; скорректировать негативные протестные реакции, которые часто сопровождают их поведение ; повысить качества жизни и функциональной независимости аутиста. Основные задачи деятельности специалистов
Структурированное обучение это определенные условия, в которых должен обучаться ученик, а не « где » и « когда » его нужно обучать ( т. е. скорее, учит тому, как учиться ). Структурированное обучение это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Трудно контролируемое поведение может быть результатом следующих особенностей аутистов : трудности с пониманием языка ; трудности с употреблением языка ; трудности с построением социального контакта ; трудности, связанные с нарушением обработки сенсорного импульса ; отказ от перемен ; предпочтение привычных схем действий и распорядка ; трудности в организации деятельности ; трудности сосредоточения на предмете, актуальном на данный момент ; отвлекаемость.
Совместное занятие с поддержкой тьюторов в классе, организованном по принципам структурированного обучения.
Основные компоненты структурированного обучения Структурированное пространство Визуальное расписание Компоненты процесса обучения
План экспериментального АВА - класса в Москве с учетом принципов структурированного обучения.
Визуальное расписание занятий Визуализированное расписание занятий это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.
Визуальное расписание занятий Помогает организовать время учащегося Помогает организовать время учащегося Помогает понять требования учителя Помогает понять требования учителя Снижает уровень тревожности аутичного ребенка Снижает уровень тревожности аутичного ребенка Готовит учащегося к возможным изменениям Готовит учащегося к возможным изменениям Помогает самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому Помогает самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому
Пример структурированного расписания
Компоненты процесса обучения : Система презентации задания ( системная и организованная подача заданий / материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого.) Визуальная структура ( визуальные опорные сигналы, включенные в задание / вид деятельности учащегося, которые помогают ему понять, что именно он должен сделать )
Примеры различных систем презентаций : Последовательность слева направо, коробка / папка для выполненной работы в правом углу. Обозначения при помощи символов ( цветом, формой, буквами, цифрами ). Надписи.
Компоненты визуальной структуры. Визуальная инструкция : Сами материалы задания определяют необходимые действия Графическое изображение Рисунки предметов Письменная инструкция Образец завершенного задания Визуальная организация ( презентация учебных материалов и организация пространства таким образом, чтобы минимизировать влияние посторонних сенсорных стимулов ) Визуальная четкость. ( выделение важной информации, главных понятий, частей инструкции и ключевых материалов.)
Стратегия структурированного обучения позволяет учащемуся с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повышает уровень самостоятельности в различных видах деятельности.