Адаптация первоклассников к школьным условиям Адаптация первоклассников к школьным условиям Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская сош 2 им. С.Забавина»
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Факторы, влияющие на ребёнка при поступлении в школу: Классный коллектив. Личность педагога. Изменение режима. Непривычно длительное ограничение двигательной активности. Появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Задачи, стоящие перед ребёнком с первых дней школьной жизни: Успешное овладение учебной деятельностью. Освоение школьных норм поведения. Приобщение к классному коллективу. Приспособление к новым условиям умственного труда и режиму.
Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6 – 7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Психологи отмечают, что дети 6 – 7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе: Изменение социальной позиции ребёнка: дошкольник – ученик. Смена ведущей деятельности: игра – учебная деятельность. Социальное окружение. Прочность позиций ученика в классе.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации Благоприятные факторы социальной микросреды% выборки 1. Полная семья 77, 6 2. Высокий уровень образования отца 87,9 3. Высокий уровень образования матери 83, 2 4. Правильные методы воспитания в семье 95,3 5. Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье 91,1 6. Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4 7. Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса 62, 7 8. Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 59,8 9. Функциональная готовность к обучению в школе 86,9 10Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс 85,8 11Удовлетворенность в общении со взрослыми 74,3 12Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97,8
Неблагоприятные факторы для адаптации Неправильные методы воспитания в семье; Функциональная неготовность к обучению в школе; Неудовлетворённость в общении со взрослыми; Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; Низкий образовательный уровень родителей; Конфликтная ситуация в семье; Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса; Отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс; Неполная семья
Этапы процесса адаптации (5 – 6 недель) Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели).Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели). Второй – неустойчивое приспособление, «затихание бури».Второй – неустойчивое приспособление, «затихание бури». Третий – относительно устойчивое приспособление.Третий – относительно устойчивое приспособление.
Основные компоненты психологической готовности к школе: Умственная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Готовность к общению с одноклассниками и учителями
Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе Организация работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками. Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе. Организация летнего оздоровительного лагеря для дошкольников. Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников. Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
Спасибо за внимание!