M ULTIMEDIA Natalya Solomeshch
MPEG-4 VISUAL Стандарт MPEG-4 Visual состоит из некоторой стержневой модели кодера/декодера и множества дополнительных инструментов кодирования. Базовые функции этой модели были расширены модулями, поддерживающими, кроме других возможностей, усовершенствованный механизм сжатия, надежность передачи данных, раздельное, кодирование форм и «объектов» визуальных сцен, сжатия на основе сеточного представления и модель анимации лиц и фигур людей. Стандарт MPEG-4 Visual материализовался как ISO/IEC в виде подробного документа, содержащего более 500 страниц. Версия 1 была опубликована в 1998 году. Дополнительные профили и инструменты появились в виде двух поправок, которые вошли в версию 2, появившуюся в конце 2001 году.
О СНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Эффективное сжатие прогрессивной и чересстрочной развертки натуральных видеопоследовательностей (компрессия последовательностей прямоугольный кадров). Стержень механизма сжатия основан на стандарте ITU-T Н.263, и он превосходит по этому показателю стандарты MPEG-1 и MPEG-2. Дополнительные функции еще больше повышают степень компрессии. Кодирование видео объектов (областей видео сцен, имеющих неправильную форму). Это новая концепция для кодирования стандартного видео. Она позволяет, например, кодировать объекты переднего и заднего плана на видео сцене независимо друг от друга. Поддержка эффективной передачи по реальным каналам связи и сетям. Механизм, устойчивый к ошибкам, позволяет декодеру исправлять ошибки передачи и сохранять хорошую видеосвязь при передаче по не абсолютно надежным каналам, а масштабируемое кодирование дает возможность использовать гибкую схему передачи на разных битовых скоростях. Кодирование неподвижных изображений («текстур»). Это означает, например, что неподвижные изображения можно кодировать и передавать в тех же рамках, что и движущиеся видеопоследовательности. Инструмент текстурного кодирования также удобен в сочетании с анимированным затушевыванием («рендерингом») видео сцен. Кодирование объектов анимации на основе двухмерных и трехмерных полигональных сеток, анимации лиц и фигур людей. Кодирование для специальных приложений типа видео «студийного» качества. В таких приложениях на первый план выходит визуальное качество, а не степень сжатия видеоряда.
П РОФИЛИ MPEG-4 V ISUAL ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОБЫЧНОГО ВИДЕО
MPEG-4 V ISUAL ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО И ГИБРИДНОГО ВИДЕО.
В ИДЕООБЪЕКТЫ VOP ( video object plane )
К ОДИРОВАНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КАДРОВ Простой профиль Кодек, совместимый с простым профилем, должен уметь кодировать и декодировать простые видеообъекты с помощью следующих инструментов: I-VOP (VOP, закодированные по методу intra с: прогрессивной разверткой); P-VOP (VOP. закодированные по методу inter с прогрессивной разверткой); короткие заголовки (мода совместимости с кодеками Н.263); инструменты эффективного сжатия (четыре вектора движения на каждый макроблок, заграничные векторы движения, прогноз intra): инструменты эффективной передачи (видео пакеты, разделение данных, обратимые коды переменной длины).
В ИДЕО ЯДРО ДЛЯ НИЗКОЙ БИТОВОЙ СКОРОСТИ