Урок на тему: Урок на тему: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез организмов – онтогенез
Ход урока 1. Проверка знании 1. Проверка знании 2. Изучение нового материала 2. Изучение нового материала 3. Закрепление знаний 3. Закрепление знаний 4. Домашнее задание 4. Домашнее задание
ОПРОС: Какой предмет мы проходим в этом году? Какой предмет мы проходим в этом году? Что изучает общая биология? Что изучает общая биология? Какая система называется живой? Какая система называется живой? Какие критерии живых систем вы знаете? Какие критерии живых систем вы знаете? На каком из них мы остановились? На каком из них мы остановились? Что такое размножение? Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?
Что это за процесс ? Где и когда он протекает? Каково его значение? Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток
Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональный период. Эмбриональный период. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период. Постэмбриональный период.
Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. 1 - понятие об онтогенезе Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) Бесполое (участвует 1 особь) 1. Фрагментация 2. Вегетативное размножение 3. Почкование 4. Спорообразование 5. Шизогония 6. Полиэмбриония 7. Клонирование Из одной клетки (инициальной). При бесполом размножении организм может развиться: Из частей материнского организма Организм на ранних этапах развития называется зачатком.
2-Исторические сведения В вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии. Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Мюллер Северцев Шмальгаузен Бэр Дарвин Геккель
3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.
4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха
Цикл развития папоротника Цикл развития голосеменного растения
Цикл развития покрытосеменного растения
У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных
Развитие червей
РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО РАЗВИТИЕ РЫБЫ РАЗВИТИЕ БАБОЧКИ
Развитие пресмыкающегося
Развитие птицы
Развитие млекопитающего
Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). 5 – эмбриональный период Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. ) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов : дробления, гаструляции и органогенеза.
Стадии эмбриогенеза : - Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде.у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии, что говорит об общности происхождения.
6 – влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды
Воздействие радиации
Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ; Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края; Не употреблять алкогольные напитки; Не употреблять алкогольные напитки; Не курить; Не курить; Не принимать наркотические средства; Не принимать наркотические средства; Полноценно питаться; Полноценно питаться; Заниматься спортом. Заниматься спортом.
7 – постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ ( С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ) ПРЯМОЕ ( БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ )
Закрепление пройденного материала 1. Что такое онтогенез? 2. Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов? 3. Какой период онтогенеза называют эмбриональным? 4. Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза? 5. В чем преимущество непрямого развития? 6. Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?
7. Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенеза К какому типу развития относится этот жизненный цикл?
Задание на дом : 1. Изучить § 3.8 учебника. 2. Выполнить задания в конце параграфа. 3. Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.