Уважаемые коллеги, сегодня наукой еще не предложена нам система отслеживания результативности внедрения компетентностного подхода в воспитательную практику. Мы предлагаем вам освежить знания по организации мониторинга воспитательной деятельности в школе и, как пример, нами взятый мониторинг одного из направлений, может быть поможет уловить сущность тех изменений, которые мы можем внести в собственную практику.
МОНИТОРИНГ воспитательной деятельности О р г а н и з а ц и я и м е т о д и к а
МОНИТОРИНГ постоянное наблюдение за каким –либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям диагностика- оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации в какой- то момент времени
Необходимость мониторинга актуальность (нужно ли это? ) В современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Необходимость мониторинга Профессиональный заказчик (КОМУ ЭТО НУЖНО?) Педагогам для повышения эффективности воспитательной работы,органам управления для контроля и ресурсного обеспечения, методической службе для поддержки и помощи
Необходимость мониторинга Цель мониторинга ( зачем это нужно?) выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, выявить наиболее острые проблемы в организации, выявить неиспользованные резервы, использовать позитивный опыт.
Предмет мониторинга Что именно необходимо изучать в процессе мониторинга?
1. Личность самого воспитанника В каком направлении происходит развитие, на какие ценности ориентируется, какие отношения складываются,т.е. личностный рост ребенка
2. Детский коллектив как важнейшее условие развития личности, многоаспектность его влияния: нивелирование личности, усреднение, развитие …
3. Профессиональная позиция педагога Является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью? Характер позиции (ориентирование на ребенка, регулирование воспитательной деятельностью и т.д.)
Организационные условия,обеспечивающие эффективность воспитания: Материально-техническое оснащение; Укомплектованность специалистами; Предметно- эстетическая среда; Деятельность детских объединений и органов детского самоуправления; Программное обеспечение процесса воспитания;
Механизм мониторинга Тестовая диагностика Методика индивидуального диагностического собеседования Методика социометрического изучения Качественный и количественный анализ
Алгоритм изучения эффективности 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИЗУЧЕНИЯ 2. ПОДБОР КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 3ВЫБОР МЕТОДИКИ 4. ПОДГОТОВКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ 5. ИССЛЕДОВАНИЯ 6. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ 7. ОЦЕНКА И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мониторинг уровня воспитанности Объект мониторинга : уровень воспитанности каждого ребенка, класса, всех учащихся школы в целом. 1. Определение уровня воспитанности по этическим знаниям, убеждениям и поведению ( система баллов от 10 до 0) 1. н р а в с т в е н н ы е з н а н и я 1.1 Широкий запас нравственных Узкий запас знаний знаний об отношении к труду, о нормах межчеловеческих обществу,другому человеку, отношений самому себе 1.2. Нравственные знания понимает умеет рассуждать. Нравственные знания повторяет по подражанию 1.3. Нравственные знания гибко применяет при анализе Нравственные знания мало используются в жизни жизненных ситуаций.
,. 2. Н р а в с т в е н н ы е у б е ж д е н и я 2.1 Использует нравственные Реальные личные знания как основу своих убеждения не связаны личных ценностных ориентаций, со знаниями, с тем, что мотивов. говорится на словах. 2.2 Умеет сопоставлять и осознавать Решения принимает разные мотивы и принимать импульсивно, без осознанного решение сопоставления значимости мотивов. 2.3 Отстаивает свои позиции и Может легко изменить свои и убеждения. убеждения Активно включается в Теряется в ситуациях ситуации нравственного выбора, свободного выбора, имеет свои убеждения точку предпочитает действовать зрения, может принять по указанию извне, ответственность за свое решение. уходит от личной ответственности 2.5. Умеет ставить реалистические В случае затруднений цели, достигать их при помехах цели разрушаются 2.6. Способен в кризисных В кризисных ситуациях ситуациях пересмотреть свои мало способен построению мотивы, цели, построить новых смыслов, подвержен новые ценности и смыслы. срывам.
2.7. Преобладают положительные Легко возникают эмоции, устойчивые проявления отрицательные эмоции, характера. характер неустойчив. 3. Н р а в с т в е н н о е п о в е д е н и е 3.1. Поступки и поведение Имеется разрыв в том,что соответствуют нравственным говорит и что делает знаниям Поведение соответствует Есть разлад во внутреннем личным убеждениям. плане,поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю.