Company Logo Эластичность спроса и предложения
Company Logo Ценовая эластичность спроса: Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент. где ЕрD - эластичность спроса по цене; ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах); ΔP - относительное изменение цены (в процентах). где Q1, Q0 - величина спроса до и после изменения цены; P1, P0 - цена до и после изменения.
Company Logo С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение ЕрD берут по модулю или вводят знак минус. Спрос называют эластичным, когда Е > 1. спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е < 1, спрос неэластичный (жесткий), спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1, то спрос единичной эластичности. Задание: Выпишите иные виды эластичности, встречающиеся в учебнике. Приведите примеры к каждому виду.
Company Logo Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е =, случай абсолютной эластичности
Company Logo Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению общей выручки TR. Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.
Company Logo Факторы, влияющие на эластичность: 1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса). 3. Размер дохода. 4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен). 5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос. 6. Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
Company Logo Эластичность предложения Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.
Company Logo Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е=0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства. В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.