Национальный банк Республики Беларусь Информационное сопровождение в банках системы внутреннего контроля по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма Минск, 2010
40+9 Рекомендаций ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering) – межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма В настоящее время в ФАТФ состоят 33 члена – 31 страна и две международные организации (Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива), а также более двадцати наблюдателей – пять региональных организаций типа ФАТФ и более пятнадцати других международных организаций. Внедрение и соблюдение Рекомендаций ФАТФ обеспечивается благодаря механизму оценок, в ходе которых состояние каждой национальной системы ПОД/ФТ анализируется и оценивается группой экспертов из стран - членов ФАТФ. 2
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), созданная по типу ФАТФ В третьем квартале 2008 года оценка соответствия законодательства Республики Беларусь в сфере БОД/ФТ международным стандартам проведена экспертами ЕАГ. Пленарное заседание ЕАГ, на котором утвержден отчет по Беларуси, состоялось в г.Москве декабря 2008 г. 49 Рекомендаций ФАТФ оценены следующим образом: Соблюдается – 5; Значительно соблюдается – 13; Частично соблюдается – 25; Не соблюдается – 4; Неприменимо –
Внутренний контроль – совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции (статья 1 Закона). Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны регистрировать в специальном формуляре финансовые операции, подлежащие особому контролю (статья 5 Закона). Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» установил: 4
Форма сообщения 5
Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны: приостанавливать финансовую операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если участники финансовой операции находятся под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности; определять и выполнять правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также принимать иные внутренние организационные меры в целях осуществления внутреннего контроля. Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» установил: 6
Система "Плито" Расчетный центр Национального банка 7
Требования к организации в банках системы внутреннего контроля Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 28 февраля 2008 г. 34. В редакции постановлений Правления Национального банка: от 26 июня 2009 г. 86; от 31 августа 2010 г
Система внутреннего контроля реализуется по следующим основным направлениям: 1. Идентификация всех клиентов банка. 2. Выявление подозрительных финансовых операций. Постановление Правления Национального банка от 28 февраля 2008 г. 34 9
С 8 августа 2010 года ступило требование: Сведения, указываемые в анкете клиента, фиксируются и хранятся в электронной базе данных банка, к которой отдельным категориям работников банка должен быть обеспечен оперативный доступ. Банки должны обеспечивать сохранность и целостность информации о клиентах, содержащейся в электронной базе данных, в том числе при сбоях (отказах) технических и программных средств. Постановление Правления Национального банка от 26 июня 2009 г
С 4 февраля 2012 года вступит требование, согласно которому Электронная база данных анкет клиентов должна обеспечивать: ведение истории анкет клиентов с возможностью просмотра изменений (дополнений) и дат их внесения по каждому клиенту; наличие поисковых систем, позволяющих делать выборку (фильтр) анкет клиентов, удовлетворяющих заданным параметрам; проверку сведений о клиентах на предмет их отнесения к политически значимым лицам иностранных государств, лицам, участвующим в террористической деятельности; отображение информационных связей между клиентами, а также поиск связанных друг с другом клиентов. Постановление Правления Национального банка от 31 августа 2010 г
Взаимосвязь организаций и физических лиц (учредителях, руководителях, главных бухгалтерах и т. п.) учредитель директоручредитель Сидоров Иван Иванович ООО Серый импорт ООО Сидоров и & ООО Сидоровы Сидоров Петр Иванович сын ООО Рога и копыта 12
В перспективе анализ информации по каждому вектору модели будет возможно реализовать с использованием скоринговых моделей, включающих значение параметров оценки и их весовые коэффициенты. 3-векторная модель присвоения работе с клиентом итоговой степени риска Идентификационная информация о клиенте Профиль клиента Географический фактор Виды операций Итоговая степень риска работы с клиентом 13 низкая средняявысокая
Постановлением Правления Национального банка от 28 февраля 2008 г. 34 установлены: 55 критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций. Выявление подозрительных финансовых операций 14
Постановлением Правления Национального банка от 28 февраля 2008 г. 34 закреплено: 1) возможность самостоятельного установления банками анализируемого периода; 2) систематичность финансовых операций; 3) право корректировки критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций в зависимости от: итоговой степени риска работы с клиентом; категории клиента (крупный, средний, малый). Автоматизация выявления подозрительных финансовых операций 15
Для корректировки критериев используется матрица: Кпер – коэффициент корректировки анализируемого периода; Ксум – коэффициент корректировки пороговой суммы. Автоматизация выявления подозрительных финансовых операций Категория клиента Итоговая степень риска работы с клиентом низкаясредняявысокая КперКсумКперКсумКперКсум Малый Средний Крупный 16
Контактная информация Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Мащенский Дмитрий Сергеевич тел ,