-Обеспечение психологического сопровождения в кризисные периоды возрастного развития : -В периоды адаптации к новым требованиям (при поступлении в детский сад, школу, подготовке к экзаменам); - Профилактика психосоматических заболеваний; Задачи психолого-педагогического сопровождения Формирование навыков целенаправленной саморегуляции
Психоэмоциональные и физические перегрузки… Работа в условиях повышенного риска… Состояние ожидания и неопределенности… Высокие требования к точности и качеству выполняемой деятельности…
Психика Вегетатика Моторика Изменения эмоционального состояния Изменение функционирования познавательных процессов Изменение деятельности внутренних органов и функциональных систем: Эндокринная система: изменение гормонального баланса Дыхательная система: учащение дыхания Сердечно-сосудистая система: централизация кровообращения, изменение ЧСС Мышечные напряжения Изменения в поведении
Стрессоры школьной среды -высокие учебные нагрузки -большое количество учебных предметов -насыщенная программа по каждому предмету - объемные домашние задания - Смена школы - Смена педагога - Поступление в школу - Переход из младшего в среднее звено -Деформированные отношения с педагогами и сверстниками
Нарушение внимания, способности к обучению, Нарушение развития ребенка, снижение его адаптационных возможностей Появление эмоциональных расстройств Конверсионные расстройства ( нарушение физиологических функций, утрачивающих произвольное управление ) Болевой синдром ( в отсутствие физ. расстройств ) Соматизация ( жалобы на общее состояние здоровья ) Психический уровень:Соматический уровень:
Характерологические и патохарактерологические реакции детей и подростков : Поведенческий уровень Дети: Уход Нарушение вегетативных функций Протест активный и пассивный Мутизм полный и неполный Реакция имитации Компенсация и гиперкомпенсация Подростки: Эмансипация Группирование со сверстниками Увлечение, хобби Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением Употребление ПАВ
Схема развития стрессовой реакции шок Фоновый уровень Мобилиза ция Стабилизация Возвращение к фоновому уровню Истощение Стрессор Навыки саморегуляции
-Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения; -Снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов - Снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему; - Улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом -Улучшается кровоснабжение головного мозга -Исчезают спастические боли. Диафрагмальное дыхание
Эффекты направленной регуляции мышечного тонуса Физиологические эффекты снижается тонус мышц расширяются периферические сосуды, улучшается периферическое кровоснабжение, в т.ч. головного мозга наступает некоторое снижение артериального давления изменяется ЧСС дыхание становится более глубоким Психологические эффекты существенно снижается общее напряжение нормализуется психоэмоциональное состояние улучшается функционирование познавательных процессов способствует быстрому восстановлению сил при значительных нагрузках
Обучение навыкам саморегуляции основано на реализации метода функционального биоуправления Направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. Информация от всех органов и систем организма Гол. мозг Мгновенная оценка взаимодействия Корректировка деятельности организма Обучение произвольной регуляции По принципу биологической обратной связи Теории И.П. Павлова и П.К. Анохина
повышение работоспособности и стрессоустойчивости; улучшение концентрации внимания и памяти; развитие умения находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке текущей деятельности; снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности; формирование ценностного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни. Реализация метода БОС при минимальных временных затратах обеспечивает максимальную эффективность работы: