Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая Центральный аппарат Периферический аппарат
. Расположение зоны Вернике и центра Брока
Сравнение особенностей физиологического и речевого дыхания Показатели При физиологическом дыхании При речевом дыхании Отношение длительности вдоха к длительности выдоха 1:1,251:5 – 1:8 Число дыханий в 1 мин Объем выдыхаемого воздуха 500 см см 3 Вдох производится через нос через рот Схема дыхания Вдох-выдох-пауза Вдох-пауза-выдох
Положение голосовых складок при дыхании и фонации
Артикуляционный отдел
Отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности
Две классификации речевых нарушений Клинико- педагогическая классификация (разработана Б.М.Гриншпуном, С.С.Ляпидевским, О.В.Правдиной) Психолого- педагогическая, или педагогическая классификация (предложена Р.Е. Левиной)
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений I группа - нарушения устной речи 1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания (нарушения произносительной стороны речи) 2. Нарушения структурно- семантического (внутреннего) оформления высказывания (системные или полиморфные нарушения речи) II группа - нарушения письменной речи Дислексия Дисграфия
I группа - нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания Нарушения голосообразования Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
I группа - нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания Нарушения темпо-ритмической организации высказывания Брадилалия патологически замедленный темп речи. Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Сочетание ускоренного темпа речи с аграмматизмом иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, недоговариваются. парафразия – расстройство речи, заключающееся в утрате ее смысла и грамматического строя и применении искусственно созданных слов. полтерн – патологически ускоренная речь, сопровождающаяся необоснованными паузами, запинками, спотыканием. Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
I группа - нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания Нарушения звукопроизносительной организации Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
I группа - нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания Нарушение нескольких звеньев фонационного оформления высказывания Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
I группа - нарушения устной речи Нарушения структурно-семантического оформления высказывания Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
II группа - нарушения письменной речи Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.
I группа - нарушения средств общения Фонетико-фонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
II группа - нарушения в применении средств общения Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения
Организация логопедической помощи в России