ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ( НОУ-ХАУ И ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ) АСТАНА, 2011 MBA KazUHL д. ю. н., профессор Каудыров Т. Е.
НОУ-ХАУ (от англ. know how знаю как) или секрет производства это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности англ.коммерческой тайны В большинстве случаев объекты ноу-хау – это технические или организационные решения, на которые в силу тех или иных причин, правообладатель не получает патент. Причины этого могут быть различны, в том числе и необходимость раскрыть информацию о патенте после регистрации.
1. Если патентование имеет отложенный эффект, когда права на созданную технологию возможно легально реализовать не сразу (время для подачи патентной заявки, патентования, регистрации лицензионного договора – до двух лет), то правовой режим охраны технологий как ноу- хау, позволяет реализовать свои права правообладателю практически сразу. 2. Срок охраны прав на технологию как ноу-хау не ограничен сроком действия патента (до 20 лет) и может быть настолько долгим, насколько у право- обладателя ноу-хау хватит возможности обеспечивать режим коммерческой тайны. 3. Ноу-хау не требует государственной регистрации и проведения формальных процедур, что существенно снижает степень риска преждевременного раскрытия сути ноу- хау. Секрет производства, содержащийся в технологии, раскрыть посредством инженерного анализа практически невозможно, а в качестве приложения к лицензионному договору в этом случае выступает реферат ноу-хау, содержащий открытую часть описания такой технологии. 4. Коммерциализация прав на ноу-хау не исключает возможности последующего патентования данной технологии и может рассматриваться как предварительный этап, как «пред патентование».
Меры по охране конфиденциальности информации должны включать в себя: перечень секретной информации порядок обращения с секретной информацией и порядок контроля за соблюдением порядка обращения порядок учета лиц, получивших доступ к секретной информации порядок нанесения на материальные носители (документы) с секретной информацией грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации
Правовая охрана информации в качестве ноу-хау позволяет владельцу не только сохранять ее конфиденциальность, но и получать прибыль от ее использования другими лицами. Национальное законодательство предусматривает распоряжение исключительным правом на ноу-хау любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его отчуждения или предоставления права на его использование в установленных договором пределах. На практике отчуждение (продажа) исключительного права на ноу-хау происходит довольно редко, тогда как договоры о предоставлении права на его использование широко распространены.
Фирменное наименование Фирменное наименование – обозначение юридического лица, позволяющее отличить его от других участников экономического оборота, идентифицировать его. юридического лица Юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц. Наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах.
Фирменное наименование состоит из двух частей: корпус (организационно- правовая форма)организационно- правовая форма произвольная часть (название).
Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. государственный реестр юридических лиц Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.