П РИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Никифорова И.В., учитель математики высшей категории МОУ-СОШ 9 города Аткарска
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учеба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху; понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения
П УТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся
В ОСПИТАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СПОСОБСТВУЮТ : общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям; включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе (через парные, групповые формы работы); отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства, а в виде советов; привлечение школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки; занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; образная, ярко звучащая речь, укрепление положительных эмоций; ситуация спора и дискуссии; создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение; изучение материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Ф ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Установки и действия педагога Учёт возрастных особенностей школьников Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним) Форсирование адекватной самооценки у учащихся Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Учёт возрастных особенностей школьников Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним) Форсирование адекватной самооценки у учащихся Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха Смысл учения Мотив учения Постановка целей Компоненты мотивационной сферы
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Использование игровых технологий. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения уроков; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания Эмоции Интерес
Э ТАП ВЫЗЫВАНИЯ ИСХОДНОЙ МОТИВАЦИИ – НАЧАЛО УРОКА На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации – основная часть урока Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устных и письменных, трудных и легких, репродуктивных и поисковых, фронтальных и индивидуальных и т.п.).
Э ТАП ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА - РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом; чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Очень важно показать ученикам их успехи, достижения и отметить слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Начало урока Конец урока Закрепление, тренировка, отработка умений Домашнее заданиеПовторение Объяснение нового материала Интеллектуальная разминка Да-нетка Удивляй Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Игра в случайность Театрализация Привлекательная цель Удивляй Фантастическая добавка Лови ошибку Театрализация Вопрос к тексту Проблемные ситуации Лови ошибку Игра-тренинг Игра в случайность Да-нетка Проблемные ситуации Творческие задания Отсроченная отгадка Три уровня домашнего задания Свободные задания Необычная обычность Творчество работает на будущее Да-нетка Игра в случайность Проблемные ситуации Творческие задания
П РИЕМЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Создание комфортной средыПоложительные переживания, связанные с учением Непосредственно познавательные мотивы 1.Доброжелательные отношения между учащимися. 2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний). 3.Отношения сотрудничества «Учитель- ученик». 4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке: -культура общения; -доброжелательный тон; -искренность эмоций; -эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся; -чувство юмора; -невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения); -голосовые средства; -интонация, умение чувствовать и держать паузу. 1.Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся. 2.Ситуация успеха. 3.Включение в групповую деятельность. 4.Радость от преодоления трудностей. 5.Разъяснение учащимся общественной и личной значимости. 6.Предъявление требований. 7.Приучение к выполнению требований. 8.Оперативный контроль за выполнением требований. 9.Удивление. 10.Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха. 11.Объективная оценка результатов учебного труда учащихся. 12.Использование разнообразных безоценочных форм поощрения. 1.Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники. 2.Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций. 3.Показ недостаточности имеющихся знаний. 4.Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем. 5.Создание проблемных ситуаций. 6.Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора). 7.Организация познавательных игр. 8.Вовлечение в дискуссию. 9.Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов. 10.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым. 11.Чередование форм и методов обучения. 12.Тестирование знаний и умений. 13.Использование интерактивных компьютерных средств.
П АМЯТКА УЧИТЕЛЮ Начинай урок со звонком. Радуйся с встрече с классом. Организуй погружение в свой предмет. Познай каждого ученика. Учитель учится всегда. Снимай трудности, предотвращай ошибки. Слушай внимательно ответы, не перебивай. Люби детей и себя.
Желаю творческих успехов!