Коррекция нарушения произношения звука
Автоматизация Постановка Подготовка к постановке Выход Скороговорки
«Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнётся мой язык – Артист! Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперёд. И, назад отодвигая, Я её не разрушаю. Ходит горка влево-вправо, Чистит зубки очень браво. Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубы все мои видны – От краёв и до десны. Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперёд. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке [у]. Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад- вперёд?» - Удивляется народ.
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до Обратите внимание: Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхние и нижние зубы. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук [и]: [и-и-и] – и губы растянутся в улыбке.
Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до Обратите внимание: Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек, свёрнутый конусом, а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у]: [у-у-у] – и губы примут положение трубочки
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд и назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. Обратите внимание: Упражнение выполняется в спокойном темпе. Двигается только язык
Цель: Вырабатывать умение бэстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек. Так, поочерёдно, менять положение 4-6 раз. Обратите внимание: Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Цель: Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать»вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Обратите внимание: Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов.
Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка развивать «почистить» нижние зубы с внутренней стороны Обратите внимание: Губы неподвижны, растянуты в улыбке. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами
1)Кончик языка упирается в нижние передние зубы. 2)Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. 3)Зубы сомкнуты или сближены. 4)Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая воздушная струя. 5)Звук [с] глухой Нормальная установка при произнесении звука
эс эс ас ос ус эс – эс эс – эс ас – ас ос – ос ус - ус эс – эс – эс эс – эс – эс ас – ас – ас ос – ос – ос ус - ус - ус си – си - си си – си - си са – са - са со – со - со су – су - су си си са со су си - си си - си са - са со - со су - су
село н свёкла стул сто л са молёт са поги сал ат бу си сум ка коле со колба сасир
авто бус аист и рис страус кресло лист мост кис ка
В цирке вэступал Суп сварили из Около стола стоит Стул стоит около Вэсоко в небе летит У Сани старые Мама сделала Соня собрала У Сони новая У самоката селомалось Саня купил сладкий Слава любит
По мосту едет Весной к нам прилетит Весной распускается На ферме разводят Киска спит в С клёна упал Через реку построили В кресле спит
У Сони новая….
У самоката селомалось….
Саня купил сладкий….
Слава любит ….
Вэсоко в небе летит ….
У Сони старые….
Мама сделала ….
Соня собрала ….
В цирке вэступал ….
Суп сварили из ….
Около стола стоит ….
Стул стоит около ….
Киска спит в ….
С клёна упал….
Через реку построили ….
В кресле спит ….
По мосту едет ….
Весной к нам прилетит ….
Весной распускается ….
На ферме разводят ….
из свёклы со сметаной. Сегоднясама готовит обед. Она сварит суп из с мясом. Потом сварит Перед обедом сделает
У нас несколько листов Слава рисует Света рисует У Сони будет
Торговал детина квасом Зазывал прохожих басом Но не брали люди квас – Их пугал громовый бас Везёт Сенька Саньку С Сонькой на санках. Санки – скок! Соню – в бок, Саню – бух! в сугроб.