Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район
Cсодержание 1. Этапы коррекции произношения звуков 2. Фонематическая система 3. Система работы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа
1. Этапы коррекции произношения звуков 1 - развитие фонематического слуха, т.е. фонематического восприятия, анализа и синтеза, представлений. 2 - подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука. 3 - постановка звука. 4 - автоматизация звука. 5 - дифференциация звуков: «слушаю, слышу и правильно произношу звуки»
2. Фонематическая система Освоить фонематическую систему- это научиться воспроизводить и воспринимать все звуковые единицы. 1. Звуковые единицы: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2. Фонематический слух - способность воспринимать звуковой состав слова.
1. функции фонематической системы смыслоразличительная – соотнесение сочетания фонем со смыслом. слуха-произносительная дифференциация – различаем слова, различая фонемы ( палка-балка) фонематический анализ – разложение слова на фонемы.
2. Фонематическое восприятие и стадии его развития Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и слов.
Стадии развития фонематического восприятия 1 стадия - полное отсутствие дифференциации звуков и понимания речи 2 стадия - правильное и неправильное произношение не разделяются. 3 стадия - ребенок соотносит с предметом и искаженное и правильно произнесенное слово. 4 стадии - звучащая речь почти соответствует норме. 5 стадия - ребенок различает правильное и неправильное произношение.
3. Фонематический анализ Фонематический анализ - сопоставление слов по фонемам
Формы фонематического анализа Простые – 1. узнавание звука на фоне слова 2. вычленение первого и последнего звуков из слова КОТУСЫ УРАСНЫ
Формы фонематического анализа Сложные – 1. определение последовательности звуков в слове 2. определение позиции звука в слове 3. определение количества звуков в слове САМ АМК
3. Система работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового Все звуки русского языка делятся на гласные - их можно пропеть согласные – они произносятся с преградой Дети учатся различать гласные и согласные звуки. Затем дети учатся определять преграду при произнесении согласных.
Последовательность работы по развитию фонематического восприятия и анализа. 1. Игра Здравствуй, пальчик. Отрабатывается скоординированная работа рук. 2. Игра Пальчик - звук. Уточнение артикуляции гласных звуков при их пропивании: А.О.У.И.Ы.Э. 3. Игра Хлопни в ладоши. Выделение звука на фоне звукового ряда.
4. Игра Немое кино. Различение гласных звуков только по артикуляции. 5. упр. «Пой, как я.» Слушание и различение гласных на фоне звукового ряда. 6. упр. «Слушай и произноси.» Анализ слова из двух гласных звуков и последовательное их вычленение. 7. упр. «Пой, как я.» Пропевание «цепочек» из трех гласных звуков, выделяя голосом поочередно каждый звук.
8. Игра «Новоселье». Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 9. Игра «Хлопни в ладоши.» Выделение согласного звука на фоне звукового ряда. 10. упр. «Повтори за мной». Вычленение голосом согласного звука на фоне слова. 11. Игра «Новоселье» Определение места гласного или согласного звука в слове (начало, середина, конец).
12. Игра «Назови все звуки по порядку» Определение последовательности звуков в слове. 13. Игра «Посчитай звуки в слове». Определение количества звуков в слове. 14. Игра «Назови соседей». Определение места звуков в слове по отношению к другим звукам.