© Горлова Анна Васильевна, Учитель музыки, Гимназия 56, 2007 г.
Целью данного урока во втором классе на уроке музыкальной литературы является повторение и закрепление пройденного материала. Чтобы не было во время урока скучного и однообразного повторения в виде «вопрос-ответ», данная презентация позволяет в доступной, игровой, эмоциональной и соревновательной форме закрепить известный материал. Творческое начало на уроках музыкальной литературы проявляется в учениках уже со второго класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности); в стремлении самому придумать интересные вопросы (игра «Кто быстрей?», «Я утверждаю»); также в желании самому придумывать и составлять интересные кроссворды; в остроте зрительной наблюдательности (Игра «Составь»); в слуховой деятельности (игра «Узнай оркестр», «Придумай название»).
Предложенная презентация отвечает поставленной цели урока и может начинаться с любого пункта Плана по выбору учителя или учеников, так как в каждом пункте Плана прослеживается вариативное закрепление темы. Параллельно с презентацией должны быть использованы музыкальные примеры звучания симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, а также отдельных музыкальных инструментов. Как повторение пройденного предложенная презентация может быть использована и в третьем, и в четвёртом классах на уроках музыкальной литературы.
1. Какие инструменты называются « струнные щипковые ». 2. Какой инструмент придумал охотник ? 3. Под какой инструмент исполнялись ночные серенады ? 4. У какого струнного щипкового инструмента больше всего струн ? 5. Какому инструменту дали название татары ? 6. Кто такой Садко ?
9. Кто такой Василий Андреев ? 10. Из какой породы дерева наиболее ценны гусли ? 11. Какой инструмент был соперницей лютни ? 12. Когда родилась арфа ? 8. Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра, но является его частым участником ? 7. Разновидность гуслей. 13. Какой инструмент побывал в космосе ? 14. Сколько в сумме будет струн у арфы и балалайки ? 15. Какие инструменты родились в Египте ? 16. Сколько педалей у арфы ?
Балалайка Лютня Арфа Гитара Гусли
Ласковый, нежный, хрустальный. Мягкий, отрывистый, певучий, густой, сочный Звонкий, весёлый, задиристый, грустный И тихий, и громкий Приглушённый, тихий, мягкий
Этот инструмент родился в Древней Греции, имеет форму трапеции, изготавливался из белого клёна, на нём играл Садко. Этот инструмент в древности изготавливался из тыквы, своим ярким звучанием и задиристым характером покорил весь мир. Этот инструмент сначала был однострунным, а сейчас имеет 46 струн. В переводе его имя – « божественная ». Всё подвластно голосу этого инструмента : от певучего до зажигательного « фламенко ». Существует более 700 лет. Соперничал с лютней. Этот инструмент звучал во дворцах, на приёмах, на балах. Своим нежным, мягким голосом покорил сердца слушателей. Сейчас звучит очень редко на концертах старинной музыки.
Составьте из букв четыре музыкальных слова. Смотрите на рамки, в которых находятся буквы. 1 Г П Д П Г И Р А Т А Р Ю И П П Т Д И Р И Ж Ё Р Н П И О И А Н
Арфа, лютня, барабан. Ложки, трещотки, скрипка. Балалайка, гусли, труба. Бубен, барабан, дудка. Гитара, балалайка, скрипка. Арфа, гусли, пианино. Скрипка, гитара, виолончель. Цимбалы, флейта, арфа. Бубен, треугольник, балалайка. Гусли, тарелки лютня.
нюлят силуг калайбала инонаип фара нубеб ритага набора жилок скаприк
1. Одновременное звучание нескольких инструментов ( голосов ). 2. Звучание одного голоса или инструмента. 3. Наиболее полный и богатый по звучанию и составу оркестр. 4. Высота звучания музыкального звука. 5. Музыкальное сопровождение. 6. Подставка для нот в симфоническом оркестре. 7. Руководитель оркестра или хора. 8. Высота звучания музыкальных звуков. 9. Создатель оркестра народных инструментов. 10. Очень хорошее, мастерское исполнение произведения. 11. Окраска звука. 12. При помощи чего подтягивают, настраивают струны. 13. Звучание двух, трёх инструментов, голосов. 14. Какой композитор сочинил оперу « Садко ». 15. Где находится симфонический оркестр в театре. 16. Как называется домашний, комнатный оркестр.
Музыкальные звуки Шумовые звуки Звоны