Возникновение жанра © Брунец Михаил Степанович, преподаватель музыки, Гимназия 56, 2007 год.
Цель: дать представление о возникновении жанра оперы в Италии. Данная работа является частью иллюстрированного пособия теоретического курса обучения музыке. Рассчитана на расширение музыкального кругозора учащихся. Несет познавательную функцию. Направлена на формирование интереса к истории оперы. Расширяет музыкальный кругозор и эстетические вкусы учащихся. Может быть использована учителями музыки в системе уроков основного и дополнительного образования.
Появление оперы (конец 16 в.) было подготовлено развитием всех жанров итальянского музыкального искусства: народной, церковной, светской вокальной музыки, музыкально- драматических представлений (майские представления в деревнях, священные представления, мадригальные комедии, интермедии, пасторальные балеты). народной церковной светской музыкально- драматических представлений Вперёд Главное меню
Канун рождения оперы в Италии отмечен настоящим бумом лёгкой музыки: виланеллы, балетти, строфические канцонетты в неаполитанском вкусе (arie alla napoletana) или в диалектных нюансах греческий, бергамаски, подорваны, представивших к тому же богатый материал для первых арий первых итальянских опер, звучат в придворных интермедиях, академиях, в commedia dellarte, домашнем музицировании состоятельных горожан. Вперёд Назад Главное меню
Широкое распространение получили музыкально- сценические представления «майские игрища», в которых участвовали народный хор и солисты. Вперёд Главное меню
Светская вокальная музыка проявлялась в интересе к домашнему музицированию – пению под аккомпанемент лютни, виолы, арфы, маленького органа. светскими музыкально- сценическими предшественниками оперы были «Пасторальные комедии» и «пасторальные драмы». Назад Главное меню
Еще на заре Возрождения итальянские поэты создали мелодичный, звучный стих, которым трубадуры воспевали любовь, честь, доблесть и славу. Народные менестрели рассказывали в песнях о горестях и радостях простого люда. Затем появились другие поэтические и музыкальные формы, зазвучали серенады, романсы, арии. Это было началом рождения музыкальной драмы, стремлением выразить большие чувства, поведать о больших событиях. песнях Главное меню Вперёд
Народная вокальная музыка – это песни- плачи, жалобы (lamento), песни с острым ритмическим рисунком, сопровождающие танцы (тарантелла, сицилиана), лирические, любовные. Назад Главное меню
Церковной вокальной музыке была подчинена вся музыкальная жизнь страны. С XI века «григорианский хорал» - унисонное негромкое пение в католической церкви, стал дополняться полифонией. С XII века начали импровизировать украшения вокальных партий. В церковное пение начало проникать живое народное творчество.полифонией вокальных партий творчество Главное меню Вперёд
Полифонический стиль, который возник в рамках церковной музыки использовал песенные жанры (фроттола, виланелла, канцона, мадригал). Назад Главное меню
В эпоху Возрождения вокальные партии песнопений было принято украшать трелями, группетто, форшлагами. С XVI века появилось много знаменитых церковных солистов. Например, Лука Конфорто, который «отличался искусством украшать псалмы». Назад Главное меню
Культивировались церковно-сценические представления: «литургическая драма», «священные представления». Назад Главное меню
За многие века накапливается певческий и артистический опыт в результате развития народной, церковной и светской вокальной музыки. Этот опыт определил наиболее яркие черты итальянской вокальной школы: «сочетание кантиленного пения с виртуозностью, богатство художественного интонирования, любовное отношение к слову. Назад Главное меню