© Сидорин А.В.1 Процессный подход в системах менеджмента качества. Документация как основа системы менеджмента качества. Методический материал для лекций по дисциплине «Управление качеством»
© Сидорин А.В.2 Принципы стандартов ИСО 1. Ориентация на потребителя 2. Лидерство руководителя 3. Вовлечение работников 4. Процессный подход 5. Системный подход к менеджменту 6. Постоянное улучшение 7. Принятие решений, основанное на фактах 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
© Сидорин А.В.3 Процессный подход в СМК Процесс «Анализ СМК со стороны руководства» Процесс «Планирование образовательной деятельности» Процесс «Менеджмент ресурсов» Процесс «Анализ данных» Процесс «Внутренние аудиты» Процесс «Закупки» Процесс «Хранение продукции» Процесс «Образовательная деятельность»
© Сидорин А.В.4 Процессный подход в СМК Поддерживающие процессы СМК Основные процессы СМК Общие процессы СМК Процесс 1Процесс 2 Процесс 8 Процесс 3 Процесс 9 Процесс 5 Процесс 6 Процесс 4 Процесс 7
© Сидорин А.В.5 Процессный подход в СМК Процесс «Закупки» Уровень дефектности закупленной продукции не выше 3% Процесс «Планирование деятельности» Своевременное обеспечение учебного процесса планами Процесс «Менеджмент ресурсов» Удовлетворение потребностей в ресурсах не менее 80% Процесс «Хранение продукции» Отсутствие случаев нанесения ущерба продукции при хранении
© Сидорин А.В.6 Процессный подход в СМК Процесс «Закупки» Процесс «Менеджмент ресурсов» Процесс «Образовательная деятельность» Начальник ОМТС Ректор Проректор по учебной работе
© Сидорин А.В.7 Процессный подход в СМК План закупок Заявки от подразделений Спецификация на продукцию Продукция, прошедшая верификацию План переоснащения (техперевооружения) План ремонта зданий и помещений План обучения персонала Необходимые ресурсы Процесс «Закупки» Процесс «Менеджмент ресурсов»
© Сидорин А.В.8 Процессный подход в СМК Процесс «Образовательная деятельность» Необходимые ресурсы Документы, определяющие порядок реализации и управления процессом Цели процесса Мониторинг процесса (механизм корректирующих действий)
© Сидорин А.В.9 Процессный подход в СМК Процесс «Образовательная деятельность» Мониторинг процесса Записи результатов мониторинга (аудиты СМК) Самооценка, контроль Данные о ходе процесса Информация о результатах самооценки, контроля
© Сидорин А.В.10 Процессный подход в СМК Процесс «Образование» Услуги надлежащего качества ЦЕЛЬ Показатели Наличие УМК. Обеспечение учебниками. Соответствие программ обучения. Обеспечение ППС. Соответствие требованиям МОН Критерии УМК по дисциплинам 100%. Учебники в библиотеке 1+2. Соответствие программ ГОС. Наличие ППС 100%. Отсутствие замечаний РОН. Мониторинг УЛУЧШЕНИЯ
© Сидорин А.В.11 Процессный подход в СМК ПРОЦЕСС (деятельность по преобразованию входных данных в выходные) Мони- торинг Вход процесса Выход процесса РЕСУРСЫ (персонал, инфраструктура, среда) Менеджмент Документальные методики Менеджмент ресурсов Цель процесса, деятельности
Удовлетворенность потребителей © Сидорин А.В. 12 Организация (вуз) Процесс 1 Процесс 2 Потребитель Заказ Потребитель Продукт Нечто внутренняя внешняя Удовлетворенность
© Сидорин А.В.13 Управление документацией в СМК Общие положения (4.2.1) Документация СМК должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2.4).
© Сидорин А.В.14 Управление документацией в СМК Управление документацией (4.2.3) Документы СМК должны управляться. Записи специальный вид документов и они должны управляться согласно требованиям, приведенным в Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура (1), предусматривающая: а) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до их выпуска; б) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;
© Сидорин А.В.15 Управление документацией в СМК в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов; г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми; е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
© Сидорин А.В.16 Управление документацией в СМК Управление записями (4.2.4) Записи должны быть определены и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Должна быть разработана документированная процедура (2) для определения средств управления, требуемых при: идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей.
© Сидорин А.В.17 Управление документацией в СМК Предупреждающие мероприятия... Отчет по аудиту СМК План внутренних аудитов Свидетельство о поверке СИ РКД Акт испытаний опытного образца Программа испытаний Протокол НТС План проекта ТЗ (ТТЗ) СТП Управление осуществляется по документированной процедуре (п МС ИСО 9001) Управление осуществляется по документированной процедуре (п МС ИСО 9001) ЗАПИСИ О КАЧЕСТВЕ ДОКУМЕНТАЦИЯ
© Сидорин А.В.18 Управление документацией в СМК Документация СМК (п ИСО) Записи СМК (п ИСО) Проверка документов на адекватность до их выпуска; Анализ и актуализация по мере необходимости и переутверждение документов; Идентификация изменений и статуса пересмотра документов; Наличие (доступность) соответствующих версий документов в местах их применения; Сохранение документов четкими и легко идентифицируемыми; Идентификация документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; Предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов, идентификация таких документов. Идентификация (определение) записей о качестве (использование стандартных форм); Хранение записей о качестве (где, как, в каких условиях, кто отвечает и т.д.); Защита записей о качестве (порядок доступа и предоставления внутренним и внешним пользователям); Восстановление записей (в случае утраты или порчи, кто и как восстанавливает); Определение сроков сохранения записей о качестве (сколько лет); Определение порядка изъятия записей (как уничтожать записи после окончания сроков их хранения). Стандарт предприятия Свидетельство о поверке СИ
© Сидорин А.В.19 Принцип функционирования СМК Цели в области качества Планирование Политика в области качества Выполнение планов Мониторинг Измерение результатов Действия по улучшению Сравнение с планом Цель достигнута Цель не достигнута Анализ