Искусство чтения текстов Некоторые методы работы с текстом на уроках
Структура текста Ключевые понятия Описание явлений Теоретические утверждения (проблемы, идеи) Методы Выводы Примеры и метафоры
Работа с теоретическими положениями Тезисы и антитезисы Тезисы «Логические цепочки» Построение логических схем и конспектов
Тезис ( с греческого Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена, опровергнута); кратко сформулированные основные положения текста, доклада и т.д.
Технологии критического мышления Вызов - мотивация учеников в работе Осмысление – контакт с новой информацией Размышление – «присвоение» нового знания
Графическая организация текста Кластер – «наглядный мозговой штурм» Кластер Таблица - классификация материала
Кластер (от англ. Cluster – гроздь) –это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Построение кластера Посредине чистого листа - ключевое слово – «сердце» текста Вокруг слова, предложения – идеи, факты, образы, подходящие для этой темы (модель «планета и ее спутники») Слова соединяются с ключевым понятием, устанавливаются логические связи
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Итоговый урок Княгиня Вера любовь семья Печорин Я = свобода деятельность Княжна Мери Бэла Максим Максимыч Доктор Вернер дружба люди природа ?
Л.Н.Толстой «Война и мир» «Мысль семейная» г с Наташа Ростова Андрей Болконский Пьер Безухов с княжна Семья Курагиных Семья Ростовых Семья Болконских Николенька Болконский любовь дружба любовь семья Как отец будущее любовь доверие Николай Петя Княжна Марья Отец родители Элен Анатоль Ипполит обман деньги зло обман игра Вера жен Княгиня Лиза Граф Безухов
Правила работы с кластерами Дать волю воображению и интуиции Продолжать работу, пока идеи не иссякнут Построить много связей Не следовать по заранее определенному плану
Оформление текста в таблицу Заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста Описание логики построения таблицы Построение таблицы по образцу (заполнены только первый столбец и первая строка)
Упражнение «Двойной дневник» Выписки из текста Вопросы и комментарии Произвели наибольшие впечатления Вызвали воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни Вызвали протест или озадачили Какие вопросы возникли? Какие мысли возникли?
«Знаю, хочу узнать, узнал» 1 шаг. До знакомства с текстом модулем в целом) заполняется «Знаю, хочу узнать» 2 шаг. По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал» 3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
«Знаю, хочу узнать, узнал» знаю хочу знать узнал Источники информации Что осталось нераскрытым?
Таск –анализ (Тезис-Анализ-Синтез-Ключ) 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять учащимся Вычленение тезисов и антитезисов текста