Фёдорова И.А.
1802 – создано Министерство народного просвещения 1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский. Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище – Царскосельский лицей.
Система образования в начале XlX века. Высшая школа: Университеты. Академии. Общеобразователь ная школа: Гимназия (7 лет). Уездные училища (3 года). Приходские училища (1 год). Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.
1827 – запрещено принимать в университеты и гимназии детей крепостных – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов. Усилилась сословность в системе образования. Работа с документом: Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.: « Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться». Как вы понимаете слова документа?
Сравните систему образования при Александре I и Николае I. Определите общие черты и отличии. Общее: Различии: Александр IНиколай I Существовала автономия университетов Отменена автономия университетов. Отсутствие жёсткого контроля за образованием. Жёсткий контроль за образованием. Высшее образование могли получать и люди недворянского происхождения. Сословность образования. Детям купцов, мещан, крестьян закрыт доступ к высшему образованию. Общее:1)Потребность в образованных людях. 1)Увеличение количества учебных заведений. Александр IНиколай I
Общеобразовательные учреждения. Приходские училища (Для детей «низших слоёв»). Уездные училища (Для детей купцов, ремесленников, городских жителей). Гимназии (для детей дворян. Купцов. чиновников).
Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к 50 – м. г. XlX века – 1 %. Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.
Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8 томах. Первый отечественный историк. Труды которого читали не только специалисты. Но и широкая аудитория. Выступал с инициативой установить памятники - мемориалы замечательным людям (Минину И Пожарскому).
Т. И. Грановский (1813 – 1855). Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости.
М. Погодин (1800 – 1855). Обосновывал норманнскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета ( ), затем в профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности. Собрал «Древнехранилище» значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов.
С.М. Соловьёв (1820 – 1879). 30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора.
Развитие русской культуры происходило в противоречивых условиях: 1) Экономическое развитие России вызывало потребность в грамотных людях. 2)Реакционная политика правительства в сфере культуры 3) многие открытия не получили применения в феодально – крепостнической России.