«Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения» Работа выполнена преподавателями русского языка и литературы Арзгирского района п.Чограйский Назаровой Л.Д Корнеевой Н.В.
Актуальность проблемы Актуальность проблемы объясняется результатом противоречий и затруднений, встречающихся в практике. 1. Между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. 2. Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить этим требованиям. 3. Между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовки к взрослой жизни с общественно - экономическими отношениями.
Методическая система процесса формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языка Цель Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, в ходе которых формируются орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.
Доступность работы проявляется в том, что она может быть успешно использована учителем русского языка общеобразовательной школы, так как реализованный в работе подход к формированию творческих способностей школьников совмещается с той системой работы по развитию речи, которая отражена в действующей программе по русскому языку.
Технологии 1. Технология развивающего обучение 2. Личностно ориентированное обучение (И.С.Якиманская) 3. Элементы системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П.Иванов) - игровые формы деятельности, творчество в процессе практической деятельности, коллективный поиск
Особенность личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка заключается в следующем : Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний - умений - навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей. Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности. Свойство личности не « задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.
Особенность личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка заключается в следующем: Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках- практикумах, уроках-дискуссиях и т.п. Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития. Такое обучение возможно только на определенной содержательной (культуроемкой, культура насыщенной) основе и реализуется в творческой деятельности.
Методы - словесный -наглядный -практический репродуктивный -проблемный -эвристический (частично – поисковый)
Средства - алгоритмы -схемы -памятки -раздаточный материал -иллюстрации -репродукции картин -обобщающие таблицы -аудиозаписи
Виды работы - речевые тренинги -сочинение – миниатюра - изложение - сочинение -эссе -творческий диктант -комплексный анализ текста -лингвистические разминки -защита –анализ творческой работы - школьная стенгазета
Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей опыта работы учителя Что же необходимо для реализации процесса творчества? Во-первых, создание учителем банка разнообразных учебно- творческих задач с целью их использования для развития различных творческих способностей личности: - формулировать проблему, находить нужную информацию, переносить ее и применять в условиях задачи; - генерировать идеи и выдвигать гипотезы; - давать оценочные суждения; - обобщать и свертывать мыслительные операции; - трансформировать задания; - осуществлять широкий перенос знаний и умений и др. Во-вторых, создание условий для схематизации заданий. Практиками давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Что нужно сделать, чтобы добиться хорошего результата? Одно из решений - лингвистический анализ текста, который позволит учителю показать, как функционируют в тексте различные языковые средства, активизировать мыслительную деятельность пятиклассников, их воображение и речь, и потому может выступать как средство подготовки к написанию творческих работ. Сложность заключается в том, что у учащихся нет необходимого запаса лингвистических знаний, которые нужны для такого анализа. Они только начинают знакомиться с лингвистическими понятиями и терминами тема, идея, сравнение, эпитет и т. д., не знают еще о существовании многих изобразительно-выразительных средств языка.
Несколько советов Рассматривая на уроке текст по частям, стараемся не разрушать его единство и гармонию, а также целостность восприятия текста ребенком. Необходимо построить работу на уроке так, чтобы лингвистический анализ был интересен для ребят. Желательно выбирать небольшие по объему тексты, насыщенные яркими изобразительными средствами языка, ориентированные на конкретный возраст.
Творческая работа Возможный вариант начального лингвистического анализа текста, а также переход от него к выполнению пятиклассниками самостоятельных творческих работ предлагается на уроке на тему "Моя осень", рассчитанный на 90 минут. До начала урока готовится специальный раздаточный материал текст Н.Сладкова "Золотой дождь", подколотый к двойному тетрадному листу таким образом, чтобы страница справа была свободна. На ней ребята в ходе работы с текстом будут делать вместе с учителем необходимые записи. Каждое предложение текста записано с новой строки для удобства анализа. По желанию учителя и с учетом особенностей учебного процесса возможно проведение одного сдвоенного или 2-3 рассредоточенных во времени уроков с последующей (совместно с учениками) правкой миниатюр. Опыт показывает, что подобная работа интересна детям, помогает активизировать их в ходе урока, развивает как устную, так и письменную речь и помогает достичь неплохого результата - интересных творческих работ.
Тема: Лингвистический анализ текста Н.Сладкова «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ» Ход урока 1 этап. Лингвистический анализ текста ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.( Н.Сладков)
Вопросы 1. О чем этот текст?I 2. Как вы догадались, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется автором? 3. Зачем автор называет листопад золотым дождем? 4. Необычное начинается с первого предложения: Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. "Переведите" слова автора на обычный язык. Посмотрите, какой многословный у нас получился « перевод», а у Н.Сладкова все - в одном предложении! 5. Теперь сделаем так: чуть-чуть изменим слова в этом предложении: Все лето листья подставляли солнцу свои ладони и щеки, спины и животы. Изменилось что-нибудь в предложении? 6. Почему это произошло? Что я изменила в предложении? Вывод: суффиксы играют большую роль, хотя они такие маленькие. С их исчезновением меняется смысл отдельных слов и всего предложения. 7. Читаем дальше: И до того налились солнцем, что к осени сами стали как солнышки, багряными и золотыми. 8. Какую картину рисует нам автор в этом предложении? 9. Дайте "научное" объяснение тому, что зеленые летом листья осенью меняют свой цвет? Автор знает об этом? (Знает, но ему нужно показать Листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)
Вопросы 10. А дальше полная неожиданность: Налились, отяжелели и потекли. Почему появилось такое необычное и на первый взгляд неуместное слово потекли? Почему не закапали? 11. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня. Дальше и совсем необычное: Полетели иволгами... Запрыгали белками... Понеслись куницами... Как же так? Налились, отяжелели... значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они полетели, запрыгали, понеслись. (Листочки сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: багряные и золотые.) 12. Почему автор использует такие разные глаголы для передачи движения листочков? Не противоречат ли эти слова образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Дождь у Н.Сладкова - необычный, золотой. Он это подтверждает следующим предложением: Зашумел в лесу золотой дождь.) 14. Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы, если автор нам рисует образ, картину золотого дождя? (Эта картина подвижна, в ней происходят изменения.) 15. Представьте себя фотографами и кинооператорами (по вариантам). "Снимите" картину "Золотого дождя". У кого она будет представлена полнее?.
Вопросы к тексту 16. Обратите внимание на существительное капля. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может "совершить" капля. Но никто из вас не назвал глагол щелкнет. А что может щелкать? Почему же у Сладкова щелкнет! (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому, натянутому листочку звучит, как щелчок.) 17.Следовательно, автор нам дает не только зримую, но и звуковую картину. Прочитайте этот текст негромко, вслушиваясь в отдельные звуки. У кого самый чуткий слух? Что вы услышали? Какие звуки использует автор ? 18. Вернемся к четырем последним рассматриваемым предложениям. Какие прилагательные характеризуют слова смерч -, косач, водопад. 19. Почему эти слова так важны? Какова роль глагола в этом предложении?
Результат анализа текста Так заканчивается первый этап урока лингвистический анализ текста. В ходе анализа учитывалось, что школьники не знакомы с литературоведческой терминологией (тема, идея, метафора, эпитет и др.), кроме того, использовались такие приемы анализа, которые помогали формированию интереса к рассматриваемому произведению, к языку писателя, секретам выразительной речи. В показанном примере реализованы следующие приемы: "перевод", лингвистический эксперимент, "провокация", прием фотографии, пропуск и восстановление изобразительных средств языка, ложное редактирование, ролевые ситуации, полифонический хор, "ошибка" автора и другие, необходимые для любого анализа приемы работы (сравнение, сопоставление и т.п.).
2 этап. Знакомство учащихся со стихотворениями на тему осени ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. И. Бунин
Образ осени Обиженной девочкой осень Уходит, Срывая цветы. И голая ива маячит Над синью холодной травы. И осень, Как девочка, плачет Над россыпью алой листвы. Ф.Васильев ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Осень листья рассылает, Золотую стаю, Не простые, золотые Я листы листаю. Залетело на крыльцо Золотое письмецо. А.Барто
3. Разные образы осени 1. Как изображена осень в каждом произведении? Какой образ создает автор. У Ф.Васильева осень обиженная девочка, у Л.Барто - почтальон, рассылающий письма-листья, у И.Бунина - тихая вдова и т.д. 2. Ребята представьте осень в различных образах, определите основные черты образа. (Например, можно попросить пятиклассников представить осень волшебницей, и тогда в числе необходимых атрибутов ее образа школьники называют волшебную палочку, слова-заклинания, шапку- невидимку. Представляя осень художницей, школьники говорят об осенней палитре и удивительной кисти, которой художник творит ежегодное чудо. Рассматривая осень в образе почтальона, учащиеся говорят о ее помощниках - осеннем холодном ветре и улетающих на юг птицах, затем о содержании осенних прощальных "писем".) Фантазии ребят нет конца: они представляют осень то злобной старухой, то доброй рачительной хозяйкой, то нищенкой, то разбойницей, то веселой шалуньей, многим нравится осень-красавица, труженица и т.д.
3. Конечный итог проведенной работы - сочинения - миниатюры Осень - красавица. Ей нравится носить наряды багряных и золотых тонов. В ушах у нее дрожат и переливаются сережки из кленовых листьев. Осень - щеголиха. Что ни день, то все ярче и ярче ее наряды, а дополняет их синева неба, тонкая паутина деревьев, грибы- мухоморы в траве, черные клинья улетающих птиц. Красота! (Волощенко Алеся)
Результат Становление учащихся как сильной творческой личности, обладающей высокой лингвистической и коммуникативной компетенцией. Все названные методики, приемы и формы обучения на уроках русского языка направлены на развитие индивидуальных качеств личности, на проявление творческих возможностей учащихся. Система такой работы учителя и учащихся позволяет достигать положительных успехов. Результаты письменных творческих работ показывают, что уменьшилось число речевых ошибок и недочетов.