Источник: Судоходные каналы
Судоходный канал - собой искусственно продолженный водный путь, оснащенный средствами навигационного оборудования для безопасного плавания судов. Каналы различаются по самым разным признакам: по расположению - морские и речные; по назначению – соединительные (соединяющие акватории) и подходные (обеспечивающие подход судов к порту); по способу устройства - шлюзованные и открытые; по наличию оградительных искусственных сооружений - огражденные и не огражденные; по морфологическим признакам (рисунок 1.13) - прорытые через сушу или ограждённые дамбами (каналы полного профиля), в лиманах и через прибрежные отмели, отгораживающие устья рек от моря (лиманные и базовые каналы неполного профиля); по характеру заносимости на каналы со штормовой и речной паводковой заносимостью.
Типы каналов: полного профиля; полного профиля, ограждённый дамбами; неполного профиля
Суэцкий канал Суэцкий канал открытый судоходный канал, расположенный на северо-востоке Египта, является кратчайшим расстоянием между Средиземным и Красным морями. Суэцкий канал был построен в 1869 г. Длина канала между устьевыми портами 161 км, ширина на прямолинейных участках 60 м, на криволинейных до 100 м. Глубина фарватера 20 м, скорость хода судна по каналу км/ч.
Панамский канал Пассажирское судно поднимается по Гатунским шлюзам Панамский канал соединительный, шлюзованный (закрытый), прорытый через Панамский перешеек и соединяющий кратчайшим путем Атлантический и Тихий океаны. Сооружение канала производилось в период с 1879 по 1914 гг. Общая длина канала по Панамскому перешейку 65,2 км, включая подходные морские каналы, 81,6 км. Минимальная ширина канала 91,5 м.
Каналы Европы
Профиль Волгодонского канала
Волго-Донский канал (у Волгограда)
Волго-Донский канал (у Дона)
Волго-Донский канал (средняя часть - на водоразделе)
Волго-Донский канал (шлюзы 6 - 9)
Санкт-Петербургский морской подходной канал
Вентспилский канал: 1 – подходной канал; 2 – канал аванпорта; 3 – речной участок канала
Калининградский канал: 1 – станция расхождения; 2 – оградительные дамбы
Навигационная глубина канала: Т - максимальная осадка в грузу расчетного судна, м; ΔТ – приращение осадки от изменения плотности воды; ΣZ сумма навигационных запасов глубины, м. Z 1 минимальный запас для обеспечения управляемости судна, м; Z 2 волновой запас на погружение оконечностей судна при волнении, м; Z 3 скоростной запас на изменение осадки судна на ходу, м; Z 0 запас на крен судна от действия ветра и сил при повороте, м. Проектная глубина канала: Δh - запас на заносимость канала, м.
Проектная ширина канала:
ЗАНОСИМОСТЬ МОРСКИХ КАНАЛОВ Внутренняя заносимость - формирование откосов канала и деформация его поперечного сечения от движущихся судов, поступления речных наносовв. Внешняя заносимость – от поступления наносовв с соседний участков побережья под воздействием волн и течений. Наносы подразделяются на: взвешенные; донные; оплывающие донные. Мероприятия по борьбе с заносимостью: 1)создание запаса глубины на заносимость путём дноуглубления; 2)создание наносовулавливающих устройств; 3)создание наносовзащитных (оградительных) сооружений; 4)установка пневматических или гидравлических волноломов.
Схемы расположения наносов- улавливающих устройств: 1 канал; 2 ловушка; З карман; 4 поток наносовв
Наносозащитные (оградительные) сооружения