Источник: АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ СУДОВ
АКТ судна характеризуется совокупностью признаков: формой и количеством корпусов; количеством, размерами и положением надстроек; положением МКО; высотой надводного борта; количеством палуб; типом и размерами грузовых отверстий; разделением переборками на отсеки или цистерны; системой набора отдельных перекрытий; конструкцией отдельных перекрытий; особенностями конструкции судна.
Особенности формы корпуса: форма носа (ледокольная, с бульбом или без него, наклон форштевня, характер обводов: V – образный у быстроходных судов; U – образный у тихоходных судов; различные промежуточные формы); форма кормы (крейсерская, транцевая, со слипом, с кринолином, с ахтерштевнями различных типов в зависимости от типа винторулевого комплекса); форма средней части (наличие цилиндрической вставки, развал бортов, килеватость днища, наличие продольных или поперечных сломов или реданов, спонсонов, скуловых килей, скегов и пр.). Существуют суда с несколькими корпусами (катамараны, тримараны и др.).
Некоторые типы высокоскоростных судов
а - гладкопалубное; б - трех островное; в - с удлиненным ютом; г - с удлиненным баком; д - колодезное; е - со сплошной надстройкой Положение надстроек
МКО в корме МКО в средней части
Промежуточное положение МКО
Развитие АКТ грузовых судов Совмещённая палуба юта и полуюта – удлинённый ют Гладкая палуба
Тентовая палуба (спардек) Шельтердек Поднятая палуба (квартердек)
Современный двух островной тип с МО в корме
Высота надводного борта судна характеризует запас его плавучести, остойчивость, степень заболеваемости палубы. Минимальный надводный борт регламентируется международной конвенцией о грузовой марке и правилами классификационных обществ, исходя из требований безопасности. Суда для перевозки относительно тяжёлых грузов (большинство танкеров, навалочников, лесовозов и др.) в полном грузу обычно имеют высоту борта, равную минимально допустимой. У судов для перевозки относительно лёгких генеральных грузов, а также у пассажирских и многих других судов даже при полной загрузке высота надводного борта больше минимальной. Таким образом, различают суда: с минимальным надводным бортом; с избыточным надводным бортом.
Паром «Madame Butterfly»
По количеству палуб корпуса различают суда с одной, двумя и более палубами (многопалубные). По типу и размерам грузовых отверстий: с люками (в один ряд, парные, тройные люки); с лацпортами (в носу, в корме, в бортах); со сплошными палубами; с широким раскрытием палуб (открытые суда). По системе переборок, отсеков и цистерн: без переборок в грузовой части; с поперечными переборками; с доп. продольными переборками; с двойными бортами; с вставными цистернами.
Типы навалочных судов (балкеров)
Типы наливных судов (танкеров)
Типичное расположение переборок и цистерн танкера
Паром «Эстония» и его носовые ворота
По наличию второго дна: с одинарным днищем; с двойным дном. По системе набора корпуса: с поперечной системой набора; с продольной системой набора; со смешанной системой набора. По наличию двойных бортов: с одинарными бортами; с двойными бортами.