Источник: Морской нефтепромысел - комплекс сооружений, обеспечивающий рациональную добычу и транспортировку нефти и газа на месторождениях, расположенных под дном водных бассейнов. Освоение месторождений нефти и газа в акваториях морей связано с выполнением геолого поисковых и гидротехнических работ, топосъёмок и инженерно-геологических исследований дна, геофизической разведки территорий, глубокого поискового и разведочного бурения для вскрытия и оценки нефтяных и газовых месторождений, бурения эксплуатационных скважин и работ по строительству подводных и надводных сооружений для добычи, сбора и транспортировки нефти и газа потребителям.
При глубинах вод до 30 м в море сооружают железобетонные и металлические эстакады, площадки для размещения бурового, эксплуатационного и другого оборудования, обеспечивающие комплексное освоение месторождений. В Каспийском море возведено 880 стальных островов и более 300 км эстакад (1972). Они позволяют обслуживать промысловое хозяйство независимо от погоды. в 1953 году, большой ледяной массив, оторвавшийся от берега, уничтожил около половины нефтедобывающих скважин в Каспийском море.
Крупноблочные основания (стационарные платформы) применяются при глубинах до 40 м При глубинах вод до 6080 м самоподъёмные плавучие буровые платформы с опорой на дно моря, с которых бурят отдельные скважины или куст наклонных скважин. При этом устьевое эксплуатационное оборудование размещают на эксплуатационном основании блок-кондукторе или на дне моря.
Советская СПБУ «Апшерон» Платформа с натяжными опорами
При глубинах до 120 м строятся отдельные стационарные острова различной конструкции, с которых бурят наклонно-направленные скважины. При глубинах вод свыше 150 м применяются буровые суда или полупогружные платформы с якорной или динамической стабилизацией. С отдельных морских оснований производят бурение разведочных и эксплуатационных скважин, иногда куста наклонно-направленных скважин. До метров работают полупогружные платформы, которые удерживаются на месте при помощи якорей или сложной системы динамической стабилизации. А буровым судам подвластно бурение и на гораздо больших морских глубинах. Большинство «скважин-рекордсменов» было проведено в Мексиканском заливе – более 15 скважин пробурены на глубине, превышающей полтора километра. Абсолютный рекорд глубоководного бурения был установлен в 2004 году, когда буровое судно Discoverer Deel Seas компаний Transocean и ChevronTexaco начало бурение скважины в Мексиканском заливе (Alaminos Canyon Block 951) при глубине моря 3053 метра.
Наиболее крупные Морские нефтепромыслы за рубежом расположены в Атлантическом океане (Мексиканский залив, бассейн Карибского моря), в восточной части Тихого океана (залив Кука и прибрежная часть Калифорнии), у берегов Австралии в районе пролива Басса, в Индийском океане (Персидский и Суэцкий заливы), в Северном море. Освоение этих нефтяных месторождений базируется в основном на островном способе, при котором создаются искусственные земляные острова с каменной окантовкой и гравийно-каменной наброской. Металлические острова сооружают из крупных блоков. В акваториях морей и океанов, помимо стационарных оснований, используются (1972) более 250 передвижных буровых установок. В отличающихся сложными условиями северных морях чаще строят стационарные платформы, которые удерживаются на дне благодаря огромной массе основания. Вверх от основания поднимаются полые «столбы», в которых можно хранить добытую нефть или оборудование. Сначала конструкцию буксируют к месту назначения, затапливают, а потом, прямо в море, надстраивают верхнюю часть.
Интересные факты Норвежская платформа «Тролл-А», яркая «представительница» семейства больших северных платформ, достигает 472 м в высоту и весит тонн. Американцы считают датой начала морского нефтепромысла 1896 год. В 1949 году в 42 км от Апшеронского полуострова на эстакадах, сооруженных для добычи нефти со дна Каспийского моря, был построен целый поселок под названием Нефтяные Камни. Чтобы быстро закрыть скважину при аварийной ситуации – например, если шторм не позволяет буровому судну оставаться на месте, – используют своего рода пробку под названием «превентер». Длина таких принтеров достигает 18 м, а вес – 150 тонн.
Существующие к началу 21 века плавучие эксплуатационные системы для глубоких вод можно сгруппировать по конструкционным признакам и по проводимым на них операциям. Такая классификация, учитывая оба указанных признака, предполагает 6 типов плавучих эксплуатационных систем: 1) FPSO – плавучая система нефтедобычи, хранения и отгрузки продукции на базе танкера; 2) FPSS – плавучая система нефтедобычи на базе полупогружных платформ (SEMI); 3) TLP – плавучая система нефтедобычи на базе полупогружной платформы с избыточной плавучестью с натяжными опорами; 4) SPAR – плавучая система на столбовидном буе; 5) FPDSO – плавучая система бурения нефтедобычи, хранения и отгрузки на базе танкера; 6) DD SEMI – двухъярусная полупогружная платформа.
Освоение морских месторождений нефти и газа с использованием стационарных и плавучих установок
FPSO – Floating production oil storage and offloading плавучая система нефтедобычи, хранения и отгрузки TLP - полупогружная платформа с натяжными опорами
ППБУ (полупогружные)
СПБУ Сахалинская (Холмск)
Самоподъёмные ПБУ
Ekofisc
«PILTUN - B platform
«MOLIKPAQ platform
"Orlan platform
Опорное основание буровой платформы «Моликпак» в Большом Камне